Чем завершилось контрнаступление ВСУ 2023 года

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если бы контрнаступление увенчалось успехом или достигло хоть сколько-нибудь существенных результатов, то дополнительное финансирование уже давно бы выделили, пишет Newsweek. Но не случилось ни того, ни другого.
Предполагалось, что долгожданное контрнаступление Украины в 2023 году станет прелюдией к новому унизительному поражению России.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Однако близится новый год, и становится все яснее, что операция Киева успехом не увенчалась — даже при том, что украинские официальные лица и командиры рекламируют свои победы на Черном море и мучительное истощение изрядно потрепанной российской армии.
“У нас новая фаза военных действий, это факт… зима в целом — это новая фаза”, — заявил ранее в декабре президент Владимир Зеленский. Контрнаступление, сулившее так много, “не принесло желаемых результатов”, признал он. А верховный главнокомандующий ВСУ генерал Валерий Залужный и вовсе назвал положение на тысячекилометровом фронте “тупиком”.
Вооруженный целым потоком нового западного оружия, включая танки, Киев прицеливался к сухопутному коридору в Крым на занятой Москвой территории от западных рубежей России до Днепра. Но этот стратегический коридор остался нетронутым: города Мелитополь, Бердянск и Мариуполь по-прежнему в руках России, а Крым и вовсе далек от линии фронта.
“Я благодарен США за лидерскую роль и поддержку, — заявил президент в июльском интервью CNN. — Но я сказал им, и европейским лидерам тоже, что мы хотели начать контрнаступление раньше, и для этого нам нужны были все доступное и техника. Почему? Просто потому, что чем позже мы начнем, тем медленнее оно будет развиваться”.
“Я хотел, чтобы наше контрнаступление началось гораздо раньше, потому что все понимали, что если оно застопорится, то основная часть нашей территории будет заминирована. То есть мы сами даем противнику время и возможность установить больше мин и подготовить оборонительные рубежи”, — добавил Зеленский.
Мощная эшелонированная оборона России, безусловно, сработала. В сентябре газета The New York Times сообщила, что за весь 2023 год Украина отвоевала лишь 90 квадратных миль. Сейчас фронт сковывают морозы, и Залужный призвал союзников Киева не ждать “красивых прорывов”.
Наступление Украины началось 8 июня по двум основным направлениям. Основной удар по российскому сухопутному коридору развернулось южнее города Орехов в Запорожье и поселка Большая Новоселка в Донецкой области.
Киевские силы также продолжили постепенное наступление вокруг разоренного Артемовска (Бахмута) под Донецком. Город был захвачен российскими войсками в мае, но впоследствии украинские войска продвинулись с юга и севера.
По вскоре первоначальный успех на всех трех фронтах застыл: русские нанесли большие потери застрявшим на минных полях танковым колоннам ВСУ артиллерией, противотанковыми средствами и беспилотниками. Через несколько дней, когда число жертв и потерь возросло, а фотографии и кадры горящей западной техники разлетелись по всему миру, Залужный сбавил обороты и перешел к атакам меньшего масштаба.
На картах Института изучения войны видны лишь небольшие выступы, которые удалось захватить украинским войскам. В августе надежды украинцев воспарили после успехов вокруг запорожского села Работина, почти совпавшего по времени с освобождением Урожайного в соседней Донецкой области.
Но ни на одном из направлений ВСУ не смогли прорвать многоуровневую оборону, известную как Линия Суровикина в честь бывшего командующего российскими силами, который попытался стабилизировать фронт на Украине после крупных поражений под Харьковом и Херсоном.
Еще в конце июня Зеленский признал, что наступление продвигается “медленнее, чем хотелось бы”.
К ноябрю Залужный выдал свою нашумевшую характеристику насчет “патовой ситуации”, а Киев активизировал подготовку к российской кампании ракетных ударов и беспилотных налетов предстоящей зимой, одновременно отбивая ожесточенный натиск на город-крепость Авдеевку под Донецком.
Но если основной удар бронетанковых войск Украины на востоке потерпел неудачу, то части ВСУ вдоль Днепра в Херсонской области, наоборот, добились неожиданного успеха (автор явно выдает желаемое за действительное, реального успеха украинцы там не добились. – Прим. ИноСМИ).
Широкая и быстрая река сформировала значительную часть южной линии фронта с момента освобождения Херсона в ноябре 2022 года. Затопление территории после подрыва плотины Каховской ГЭС в июне на некоторое время сделало эту артерию непроходимой. Но осенью, когда вода спала, Украина развернула там десантные операции.
Украинским войска не только заняли несколько небольших, но важных плацдармов на противоположном берегу, но и выдержали регулярные, но тщетные попытки России их выбить. Считается, что на российском берегу Днепра при поддержке тяжелой техники действуют сотни военнослужащих ВСУ, создавая угрозу ключевым автомагистралям и даже подступам к Крыму (здесь автор правильно написал – "считается", только не указал кем. – Прим. ИноСМИ).
Сейчас украинцы готовятся ко второй зиме полномасштабного конфликта. Новые атаки России на национальную инфраструктуру уже начались.
“Все внимание должно быть сосредоточено на обороне, на всем, что может сделать Украина, чтобы пережить зиму и улучшить возможности наших солдат”, — заявил Зеленский в ноябре.
Киев настойчиво требует от западных партнеров дальнейшей помощи и расширенной поддержки. Но Зеленский столкнулся с усталостью в Европе и США, а позиции скептиков усиливаются из-за провала украинского контрнаступления.
Влиятельные республиканцы в США — как на Капитолийском холме, так и в президентской гонке — ставят палки в колеса Джо Байдену и его попыткам обеспечить финансирование Украины. Около 60 миллиардов долларов оказались в подвешенном состоянии, поскольку законодатели Республиканской партии пытаются выбить из Белого дома уступки в миграционной политике в обмен на помощь Киеву.
“Дополнительное финансирование уже давно бы выделили, если бы контрнаступление шло успешнее”, — предположил Майкл Аллен, специальный помощник президента Джорджа Буша и старший директор Совета национальной безопасности.
“Раньше мы говорили, что Америка любит поддерживать победителя, и что как только контрнаступление увенчается успехом, это сразу же откроет путь к существенному дополнительному финансированию, на котором мы дотянем до выборов, — сказал он. — И когда контрнаступление не принесло реального прогресса, было очень обидно”.
“Правда, все равно пришлось бы иметь дело как с безответственными кандидатами в президенты, которые требовали всё свернуть, так и с изоляционистскими настроениями в Конгрессе”, — признал Аллен, ныне управляющий директор стратегической консалтинговой фирмы Beacon Global Strategy.
“Все это никуда бы не делось, но было бы гораздо легче, если бы контрнаступление увенчалось успехом или достигло хоть сколько-нибудь существенных результатов, на которые можно было бы опереться”, — заключил он.
Обсудить
Рекомендуем