Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российские титановые подлодки проекта 705 “Лира” стали самыми быстрыми и глубоководными в истории, пишет TNI. Они считались настолько скоростными, что могли уходить от западных торпед.
Питер Сучу (Peter Suciu)
В годы холодной войны Советский Союз произвел семь атомных ударных подводных лодок по проекту 705 “Лира” (по классификации НАТО: Alfa или “Альфа”). Их отличал мощный реактор со свинцово-висмутовым охлаждением. Его компактность по сравнению с аналогами позволила уменьшить общие размеры подводной лодки и развивать очень высокие скорости. Однако это также подразумевало короткий срок службы реактора и необходимость поддерживать строгий температурный режим даже когда он не использовался.
Для снижения веса корпуса подводных лодок были изготовлены из титана.
Почему титан?
Как ранее писал Брент Иствуд: “Титановый сплав как правило прочнее стали, а весит вдвое меньше. При этом он значительно дороже стали, в три-пять раз. Однако титан менее подвержен коррозии в соленой воде. Он может выдерживать большее давление на большей глубине — вплоть до 670 метров”.
Известно, что первые советские атомные подводные лодки были далеки от малозаметности, и чтобы устранить стратегический пробел, Кремль стремился к новшествам. Советские инженеры разрабатывали такую лодку, которая бы двигалась быстрее и погружалась глубже западных аналогов.
Подлодки проекта 705 “Лира” стали самыми быстрыми и глубоководными в истории. Они считались настолько скоростными, что могли уклоняться от западных торпед. Советские лодки также развивали скорость до 41 узла в подводном положении и погружались на глубину до 350 метров. Скорость позволяла “Лире” уклоняться от торпед НАТО, а глубина погружения — держаться вне досягаемости других противолодочных средств.
Всего семь титановых лодок
Несмотря на обширные возможности подлодок проекта 705 “Лира”, Советский Союз выпустил всего семь таких новейших лодок. Дело было не столько в стоимости (хотя и это сыграло некоторую роль), а скорее в том, что с титаном очень сложно работать.
Примечательно даже то, что аналитиков застигла врасплох способность Советов построить даже те семь лодок с титановыми корпусами.
Ранее сообщалось, что в 1969 году фотоаналитик ЦРУ наткнулся на первые признаки будущей подлодки класса “Лира”. Фотоматериалы и отчеты разведки выявили ожидающие сборки части корпуса странного серебристого цвета.
Аналитики разошлись во мнениях насчет материала. Одни даже сочли это звеном масштабной кампании по дезинформации: дескать, корпус просто выкрашен алюминиевой краской, чтобы сбить с толку США.
Чтобы успешно сваривать огромные титановые панели больших объемов, советским инженерам пришлось сначала создать огромные цеха, герметично запаянные, а затем заполненные аргоном — инертным газом, который не мешал процессу сварки. Сварщикам же приходилось облачаться в защитный костюм сродни скафандру космонавта, который снабжал их кислородом.
Класс “Лира”
Иствуд добавил: “По сравнению с железом титан редок и дорог. Титану также непросто придать форму. Сварщикам в течение рабочего дня необходим внешний источник кислорода. Любая ошибка при сварке приведет к дефекту, который вскроется при глубоких погружениях. Более высокое давление поставит под угрозу ослабленный корпус”.
У некоторых подводных лодок проекта 705 “Лира” действительно наблюдались трещины в корпусе, а ремонт оказался трудным и обременительным, поскольку теплоноситель в реакторах приходилось держать постоянно нагретым, чтобы он оставался в жидком состоянии.
Советские лодки также оказались очень шумными и легко обнаруживались. Кроме того, многие порты Советского Союза не имели подходящей инфраструктуры для обслуживания этих уникальных подводных лодок, поэтому обеспечить поддержание температуры теплоносителя с помощью береговых средств не удалось, и задача решалась за счет тепла самого реактора. Такая практика приводила к ускоренной выработке ресурса.
К концу холодной войны большая часть подводных лодок “Лира” была выведена из эксплуатации и отправилась на слом в начале 1990-х. Содержать их оказалось не по карману: Россия оказалась на мели.
Наследие советских титановых подлодок
Но на важность титана нельзя закрывать глаза. Во время холодной войны правительство США считало его стратегическим материалом, а Национальный центр оборонных запасов поддерживал большие запасы губчатого титана, которые окончательно истощились лишь в 2000-х.
При этом еще в 1945 году коммерческого производства титана не было, и металл существовал лишь в небольших количествах в лабораториях. Однако за прошедшие годы он стал в буквальном смысле основой самых передовых аэрокосмических технологий на планете.
Сейчас, когда титан стал “модным” металлом, который используется во всем, от лыж до велосипедных рам, появились опасения, что у США попросту нет достаточных ресурсов, хотя титан и входит в число самых распространенных металлов на планете.
США отказались от производства губчатого титана к 2020 году и теперь всецело опираются на иностранные источники, сообщал журнал Stars and Stripes ранее в этом году.
Далее отмечается, что на этапе, когда США только уходили с рынка, мощности по производству губчатого титана в Китае выросли на 1 050%, по данным Министерства торговли, тогда как Россия, долгое время господствовавшая в этом секторе, нарастила объем производства на 66%. В совокупности на Китай и Россию сейчас приходится 70% мирового рынка титана.
Питер Сучу — писатель из Мичигана. За двадцатилетнюю карьеру журналиста сотрудничал более чем с четырьмя дюжинами журналов, газет и сайтов, опубликовав свыше 3 200 статей. Регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных отношениях. Также публикуется в Forbes