"Джин уже выпущен из бутылки"… Ужасающие сценарии будущего Красного моря

Al Arabiya: кризис в Красном море грозит нарушением работы всей мировой торговли

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ситуация в Красном море грозит ужасающими последствиями, сообщает Al Arabiya. Действия хуситов показали, как легко можно давить на страны и насколько это опасно. При этом меры, принимаемые Западом, не имеют никакого положительного эффекта.
Мир обеспокоен ситуацией в Красном море, особенно после серии нападений, предпринятых хуситами — военизированной группировкой, которая контролирует Сану (столицу Йемена) и угрожает препятствовать проходу судов, направляющихся в Израиль.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Совет Безопасности ООН принял резолюцию, осуждающую атаки йеменских повстанцев-хуситов в Красном море, а также призвал все страны соблюдать эмбарго на поставки оружия в Йемен.
Это решение не предотвратило повторение подобных инцидентов, как и присутствие в регионе британских и американских военных кораблей для охраны судоходства в Красном море.

Важность этого морского транспортного коридора

Согласно отчету, опубликованному The Atlantic Council, более 80% всего объема мировой торговли осуществляется по морю. Изменения в логистике, как показывает текущая ситуация на Красном море, могут иметь далеко идущие последствия.
Увеличение времени нахождения в пути и затрат на топливо — это лишь верхушка айсберга. Нестабильность сохраняется. Компании среди прочего столкнутся с увеличением затрат на страхование, ухудшением безопасности и более широкими экологическими, социальными и управленческими последствиями.
Чем дольше продолжается этот кризис, тем сложнее становятся проблемы. Ситуация в Красном море также дает представление о будущих геополитических рисках. Это море — одно из главных судоходных торговых маршрутов между Азией, Ближним Востоком и Европой. Трафик через него составляет около 10% мировых перевозок.

Страх перед глобальным экономическим кризисом

Общий объем контейнерных перевозок через Красное море составляет 20%, морских перевозок нефти — около 10%, а сжиженного природного газа — 8%. Красное море не уникально: стратегические транспортные коридоры разбросаны по всему миру — от каналов до проливов и природных морских путей. Пока одни занимаются анализированием последствий этого кризиса, другие могут взять пример с хуситов. Угроза глобального экономического кризиса — не пустой звук. Мир погрузится в хаос, если подобное произойдет на крупных логистических маршрутах, особенно в Южно-Китайском море.
Как объясняет The Atlantic Council, чтобы подготовиться к логистическим сбоям, политикам необходимо понимать, как они повлияют на основные морские маршруты в долгосрочной перспективе. Для этого полезно проанализировать, как долго продлится кризис в Красном море и какое влияние он окажет в дальнейшем.

Угроза миновала?

Вспомним пандемию COVID-19, когда имела место проблема со скоплением контейнеров в портах из-за задержек прибытия судов. Ситуация усугубляется еще и тем, что корабли часто перенаправляются или встают на якорь, чтобы переждать опасность.
"Ушедшие в тень" корабли, то есть отключение транспондеров, которые передают в онлайн-режиме информацию об их местонахождении, уже давно являются рискованным мероприятием. Это делается по различным, далеко не всегда законным, причинам: от уклонения от санкций до обхода правил ИМО или договорных ограничений.
"Темные" корабли уже давно бороздят воды Красного моря. И причина довольно проста. Красное море имеет ключевое значение для стран, находящихся под международными торговыми санкциями. Это отражается на страховых взносах для судов, следующих по этому маршруту. Стоимость страхования может возрасти из-за того, что суда используют это метод, чтобы избежать атак хуситов.

"Ушедшие в тень" корабли

По данным The Atlantic Council, когда корабли "уходят в тень", то становятся невидимыми. Неизвестно, кто друг, а кто враг. Корабли все чаще используют этот метод в Красном море, где они стоят на якоре во избежание нападений со стороны хуситов. "Уходя в тень", они исключают вероятность обнаружения вражескими силами, но вместе с тем подвергаются большей опасности. Транспондеры передают информацию о текущем местоположении судна, что помогает предотвратить столкновение с другими судами, особенно в перегруженных морских транспортных коридорах.
Красное море, полное "темных" кораблей, можно сравнить с ездой с выключенными фарами по оживленному шоссе в полной темноте. Без информации, предоставляемой транспондерами, риск крупного столкновения кратно возрастает, что увеличивает стоимость страховки. На ее стоимость также влияет и тот факт, что маршрут вокруг мыса Доброй Надежды намного опаснее, чем транзит через Красное море.
Дело не только в более длинном маршруте, но и более сложных погодных условиях. Хотя порты западного побережья Африки зачастую лучше оборудованы для приема судов, это также открывает возможность для осуществления незаконной деятельности. Кроме того, усиливается риск столкновения с пиратами в Западной Африке, которые, как известно, отличается особой жестокостью. Ситуация еще больше осложняется высоким уровнем напряженности в этом регионе и ограниченностью полномочий государства.

"Джинн выходит из бутылки"

Несмотря на недавние усилия западных стран по восстановлению судоходства в Красном море, угроза все еще сохраняется. The Atlantic Council сообщает, что "джин уже выпущен из бутылки". Кризис в Красном море отражает ту силу, которой обладают негосударственные субъекты. Даже если бы прямо сейчас было согласовано постоянное прекращение огня, корабли не смогли бы просто развернуться и вернуться на исходный курс. Такие действия требуют пересмотра контрактов между судовладельцами и операторами.
Возможно, пришло время для европейского ядерного оружияЕвропе придется создать коллективную систему ядерного сдерживания, пишет автор статьи для ТАС. Если ЕС хочет иметь шансы против России, он должен взять обеспечение безопасности на себя. Полагаться на Соединенные Штаты больше нельзя.

Угроза нависла над Южно-Китайским морем

Некоторые судовладельцы могут запретить судоходство по этим маршрутам. Страховщики и спонсоры, вполне вероятно, откажутся оценивать риски до прекращения огня. Нападения хуситов открыли возможность для проведения более технологически сложных атак в перегруженных морских транспортных коридорах. Многие могут последовать их примеру. Одним из районов повышенного риска является Южно-Китайское море.
Через его воды проходит более трети мирового морского трафика. Южно-Китайское море также является основным маршрутом транспортировки энергетических ресурсов. Любой кризис сильно повлияет на мировую торговлю. Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море с Красным, намного шире, чем относительно узкий пролив в Южно-Китайском море.
Будучи стратегическим узким местом, этот район невероятно уязвим. Хотя существуют альтернативные маршруты, определенные физические ограничения делают их нереальными для подавляющего большинства судов.

Будущее геополитики

Любые сбои в узком транспортном коридоре с легкостью могут привести к глобальному экономическому кризису. Ближайшие недели покажут, столкнемся ли мы с небольшими неудобствами или с более серьезной проблемой в сфере международных перевозок. Однако, как и пандемия COVID-19, этот инцидент не только подчеркнул важность морских торговых путей, но и показал будущее геополитики. Оказывать давление на глобальные торговые маршруты становится все легче. Страны должны пересмотреть свои международные стратегии, чтобы минимизировать последствия от воздействия некоторых игроков (и не только мировых) на глобальную торговлю.

Автор статьи: Нида Биях (نداء بيه)
Обсудить
Рекомендуем