Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Киев пытается свести на нет возможность диалога с Москвой, пишет Spectator. Доказательством стал указ Зеленского, обвиняющий Кремль в притеснении украинцев “на исторически населенных ими землях" в границах России. Это абсурдный и неприкрытый вызов Москве, отмечает автор статьи.
Сегодня День единства Украины — вроде как праздник национальной гордости. Однако решение Владимира Зеленского издать указ "Об исторически населенных украинцами территориях Российской Федерации" знаменует неприкрытый политический вызов Москве, странным образом перекликающийся с риторикой Путина.
Указ критикует Россию за притеснение украинцев “на исторически населенных ими землях… в пределах современных Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей Российской Федерации” — обширная территория на юго-западе России. Исходя из этого, нужен не просто план действий, "направленный на сохранение национальной идентичности украинцев в Российской Федерации", но и "развитие взаимодействия между украинцами и порабощенными Россией народами" и освещения в образовательных программах и учебниках "правдивой истории этнических украинцев на исторически населенных ими землях" в границах Российской Федерации.
Украина находится в процессе реализации настоящего проекта государственного строительства, который, по иронии судьбы, ускорился из-за конфликта с Россией. Старые разногласия между востоком и западом, католиками и православными, украиноязычными и русскоязычными имеют куда меньшее значение, чем когда-либо. В этом контексте понятно и неизбежно желание Киева как углубить этот процесс, так и нанести обидчику ответный удар.
Проблема, однако, в том, что все гораздо сложнее, чем готов признать Зеленский (не говоря уже о Путине). Первоначально Киев считался "матерью городов русских", главным среди княжеств средневековой Руси, пока его не разграбили монголы, и первенство не перешло к другим: Владимиру, Суздалю и Москве. В XIV веке монголы уступили его Великому княжеству Литовскому, и впоследствии оно стало частью Речи Посполитой. В середине XVII века его захватили казаки, которые в итоге подчинились русским царям как меньшему злу. Несмотря на значительную автономию, Украина оставалась русской землей, и, несмотря на фактическую независимость в 1917-1918 годах, впоследствии ее поглотило новое большевистское государство. В его составе она оставалась до тех пор, пока в конце 1991 года СССР не прекратил свое существование.
До недавнего времени эволюция украинской идентичности, ее самобытный язык и культура существовали в рамках более крупного государства, в результате чего украинская, польская, литовская, русская и советская идентичности смешались, переплелись и наложились друг на друга. Так что апеллирование к этому как к основе политики сопряжено с некоторыми серьезными проблемами. Действительно, само понятие защиты российских граждан украинского происхождения напрямую отражает претензии самого Путина на право защищать интересы русских на Украине.
Зеленский называет целые регионы России землями, населенными украинцами. Кремль возмущенЗеленский назвал часть юга России исторически украинскими территориями, пишет Berliner Zeitung. Зеленский поступает нелогично, отмечает автор статьи. Если он действительно хочет "сохранения национальной идентичности украинцев в России", злить Москву не стоит – а именно этим он и занимается.
24.01.202400
Более того, упоминание развития связей "между украинцами и порабощенными Россией народами" — помимо эмоциональных и сомнительных формулировок о “порабощенных” национальных меньшинствах — звучит как опасный призыв к использованию русских людей украинского происхождения для разжигания межэтнической напряженности и фрагментации Федерации. Именно в этом, кстати, и сам Кремль обвиняет Киев (с Западом) — пока безосновательно (то, пришедшая в результате переворота в 2014 году неонацистская власть на Украине занимается притеснением русскоязычного населения, — неоспоримый факт. — Прим. ИноСМИ).
Наконец, когда президент начинает диктовать, что должно или не должно входить в учебники и образовательные программы, ничего хорошего не жди. Конечно, Зеленский — не Путин, и сравнивать их не совсем корректно. Российское правительство, в свою очередь, отреагировало с яростью. Как обычно, бывший президент и нынешний провокатор Дмитрий Медведев первым окрестил указ "примитивной пропагандой" и заявил, что "украинцы — это русские, а Малороссия — это часть России".
Российская пропаганда, конечно, не преминет этим воспользоваться. Губернатор Курской области Роман Старовойт уже заявил, что указ "в очередной раз доказывают правоту нашего президента о начале специальной военной операции". Однако, возможно, эти люди специально искажают смысл всего, что делает Зеленский.
Более важным является то, в какой степени его указ отражает российские подстрекательские высказывания, тогда как ряд других мер и заявлений, похоже, является попыткой повысить ставки. Зеленский только что внес на рассмотрение законопроект, позволяющий всем этническим украинцам претендовать на двойное гражданство, если только они не являются гражданами России. Правительство также предлагает ввести 50-летний запрет на все транспортные сообщения с Россией. Самое поразительное, что замминистра обороны Иван Гаврилюк в интервью немецкой газете добавил к уже озвученным требованиям Киева еще одно: отказ России от ядерного оружия.
Трудно поверить, что даже самый восторженный сторонник Украины верит в такой поворот конфликта, при котором Москву можно будет принудить к столь унизительной капитуляции. Сложив все вместе, задайтесь вопросом: а не пытается ли Киев свести на нет возможность любого диалога в попытке предотвратить давление Запада с целью его принуждения к переговорам с Москвой?