Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Давосе Зеленский попытался убедить глав мировых компаний в необходимости инвестировать в восстановление Украины, пишет TAC. Однако из-за коррупции ничего хорошего из этих денежных вливаний не выйдет. Инвестиции в страну разворовывались с 1991 года, и все говорит о том, что ситуация повторится.
Хелен Эндрюс (Helen Andrews)
Страна так и не оправилась от краха коммунизма, и теперь ее тянут назад травмы вооруженного конфликта.
Когда в начале этого месяца президент Украины Владимир Зеленский присутствовал на конференции в Давосе, он выступил на закрытом мероприятии под названием "Генеральные директора для Украины". В отличие от его предыдущих выступлений в Давосе, в этом году его внимание было сосредоточено не на вооруженном конфликте, а на его последствиях. Никаких новых военных наступлений он не обещал. Вместо этого он сказал 70 присутствовавшим генеральным директорам мировых компаний: "Вы нужны нам на Украине, чтобы строить, реконструировать, восстанавливать нашу жизнь… потому что людям нужны рабочие места".
В новой биографии Зеленского Саймона Шустера "Шоумен" автор описывает забавный момент из 2018 года, когда старый друг Зеленского увидел, как тот читал книгу о Ли Куан Ю (сингапурский государственный политический деятель, первый премьер-министр в истории Республики Сингапур, один из создателей сингапурского "экономического чуда". – Прим. ИноСМИ). Друг, который знал Зеленского по шоу-бизнесу, спросил его: "Ты готов сделать то же самое?" — имея в виду, готов ли сделать Зеленский на Украине то, что Ли Куан Ю сделал в Сингапуре — добиться экономического процветания, и одновременно ввести авторитарную дисциплину. Зеленский дал тогда уклончивый ответ. Через несколько месяцев он официально зарегистрировался в качестве кандидата в президенты.
Зеленскому следует снова взяться за эту книгу, потому что экономическое развитие Украины потребует такой же драматичной внутренней революции, какая была осуществлена в Сингапуре. Украина должна не только преодолеть трудности, вызванные вооруженным конфликтом, но и, наконец, решить проблемы, оставшиеся после падения коммунизма, которые, остаются нерешенными спустя более 30 лет.
Одним из наиболее важных фактов об Украине является то, в отличие от всех восточноевропейских стран, ее экономика не восстановилась после падения коммунизма. Все остальные посткоммунистические экономики переживали тяжелые времена в 1990-е годы, но вскоре вернулись к процветанию – даже Россия, где бедность 1990-х годов была чрезвычайной. Польша утроила свой ВВП на душу населения в период с 1991 по 2013 год. Экономика Украины, напротив, в 2013 году была меньше, чем в 1991.
Причина столь мрачных результатов – политическая. Коммунизм – это система, которая по своей природе порождает коррупцию. Во время перехода к капитализму каждая посткоммунистическая страна нашла свой собственный способ победить сети взяточничества и теневой экономики, выросшие при старой системе, либо опираясь на свободный рынок, как это сделала Польша, либо политически укрощая олигархов, как это сделал Владимир Путин. Украина не выбрала ни того, ни другого. Ее олигархи как были, так и оставались могущественными и многочисленными.
Положение страны между востоком и западом усложняло для Украины некоторые вещи, но оно также могло пойти ей на пользу. Сообразительные лидеры могли бы использовать две геополитические стороны друг против друга, получая выгоды от каждого лагеря и пытаясь добиться для Украины выгод с точки зрения ее экономического развития. Но этому помешала глубоко укоренившаяся коррупция украинских олигархов. Любые инвестиции быстро разворовывались или растрачивались впустую.
Неопределенность геополитической ориентации Украины также повысила ставки в дорогостоящих (и часто смертельных) битвах между олигархами и их политическими фракциями. Награды за нахождение у власти были велики, но наказание за поражение могло быть катастрофическим. Это сделало олигархов более готовыми к безудержному грабежу в хорошие времена, а также заставило их более отчаянно бороться за сохранение своих позиций.
Зеленский вернулся из Давоса с пустыми руками: отказ вести переговоры с Россией лишает Украину шансов на финансированиеНадежды, которые Зеленский возлагал на форум в Давосе, рухнули, пишет NYP. Банкиры послушали киевского гостя, выразили ему поддержку, но от инвестиций отказались: разбомбленные стартапы доходов не приносят. Домой украинский президент уехал ни с чем.
21.01.202400
Такая ослабляющая страну динамика продолжалась вплоть до российской спецоперации в 2022 году, которая, конечно же, будет иметь свои катастрофические экономические последствия: потеря территорий, разрушенная инфраструктура, сотни тысяч убитых или раненых молодых людей, еще большее число украинцев, которые бежали за границу и, возможно, никогда не вернутся на родину.
Мировые бизнес-лидеры в Давосе, вероятно, предполагают, что при необходимом уровне инвестиций Украина сможет вновь запустить свою экономику. Но западные эксперты уже предполагали то же самое в 1991 году. Украине нужен был капитализм, считали они. Как только мы введем права собственности, верховенство закона и свободный рынок, экономическое восстановление пойдет естественным путем.
Но эти эксперты были разочарованы. Внутренние проблемы, сдерживающие Украину, нельзя было решить простым введением базовых принципов капиталистического рынка. Украине, безусловно, понадобятся все инвестиции, которые она сможет получить, когда конфликт закончится, но ей также потребуются реформы гораздо более глубокие, чем она когда-либо знала.
15 января газета New York Times опубликовала статью, в которой высказывались предположения, что окончание конфликта может стать шансом укротить власть олигархов на Украине. "Они слабы, и это уникальная возможность добиться справедливости с точки зрения того, как следует управлять страной", — согласно цитате министра юстиции Украины.
Но Валерия Гонтарева, возглавлявшая центральный банк Украины с 2014 по 2017 год, настроена более пессимистично. Она отмечает, что многие активы были национализированы или конфискованы во время конфликта, что может спровоцировать борьбу за них, когда он закончится. "Теперь угроза исходит не от старых олигархов, а от новых, которые получают выгоду от вооруженного конфликта за счет передела собственности и сегментов бизнеса", — сказала она Times.
Если Гонтарева права, то у миллиардеров и влиятельных лиц в Давосе должен быть план, прежде чем они откроют свои чековые книжки. В противном случае инвестиции, которые они направят на восстановление Украины, попадут в тот же водоворот коррупции, что и раньше.