Как повезет. Что не так с польскими вертолетами Black Hawk

Onet: в Польше обратили внимание на череду инцидентов с вертолетами Black Hawk

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В прошлом году в Польше произошла череда инцидентов с приобретенными в США вертолетами Black Hawk, пишет Onet. По мнению специалистов, проблема в том, что экипажи не обладают необходимыми навыками. Между тем в Варшаве уже почти достроен самый современный в мире симулятор этого вертолета.
Всего за пять месяцев прошлого года произошла целая череда инцидентов с польским вертолетом Black Hawk: сначала с него упал военный, а потом пилоты этих вертолетов зацепили линии электропередач, разрушили частную собственность и создали угрозу на публичном мероприятии. Почему польские экипажи Black Hawk не приобретают необходимых навыков, хотя в Польше уже почти достроен самый современный в мире симулятор этого вертолета?
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
14 июня 2023 г. Гдыня, Поморское воеводство. Во время учений Центрального контртеррористического подразделения полиции "БОА" в военном порту Гдыни произошел несчастный случай, который мог бы кончиться трагически. Один из участвовавших в учениях штурмовиков падает с вертолета Black Hawk на борт военного корабля. Пострадавшего доставили в больницу.
20 августа 2023 г. Сарнова-Гура, Мазовецкое воеводство. Во время армейского пикника низколетящий полицейский вертолет Black Hawk повреждает линию электропередач рядом с участвующими в мероприятии людьми. Провода падают на запаркованные машины. Прокуратура начинает расследование по делу о создании пилотами вертолета непосредственной угрозы авиакатастрофы.
17 сентября 2023 г. Ожиш, Варминско-Мазурское воеводство. Во время армейского пикника два военных вертолета Black Hawk пролетают очень низко, прямо над головами собравшейся публики. Спустя мгновение они едва избегают столкновения в воздухе.
Октябрь 2023 г. Окрестности г. Плоньск, Мазовецкое воеводство. Полиция ликвидирует нелегальную табачную фабрику. Имеются подозрения, что на ее территории находится опасный преступник, в акции участвуют полицейские Центрального следственного бюро и полицейские контртеррористического подразделения "БОА". Во время операции низколетящий полицейский вертолет Black Hawk со снайпером на борту повреждает садовую мебель и разбивает стекла на одном из находящихся вблизи места проведения операции объектов.
Всего за пять месяцев прошлого года произошло пять инцидентов с участием вертолетов Black Hawk S-70i, принадлежащих полиции и военным. По каждому из них последовали комментарии специалистов, которые указывали на проблемы в подготовке пилотов. Бывший председатель Государственной комиссии по расследованию авиакатастроф после катастрофы в Смоленске депутат Мацей Лясек (Maciej Lasek) написал у себя в Твиттере: "Что-то очень нехорошее происходит в процессе обучения и контроля за ним".
"Либо у пилотов после обучения остались пробелы в знаниях, либо они слишком самоуверенны, что тоже связано с проблемами в обучении, – говорит нам опытный пилот. — Они летают на авось, как повезет. Сколько еще им будет везти?"

Единственный такой симулятор в мире

На юге Варшавы находится уникальный симулятор для обучения экипажей вертолетов Black Hawk, какого больше нет нигде в мире. На нем обучаются польские полицейские. Вход в ангар, где расположен симулятор, для не задействованных в его производстве гражданских лиц закрыт. (…) Однако порталу Onet удалось получить доступ к документации, которая позволяет нам описать это устройство.
Уникальность симулятора заключается в том, что на нем может обучаться не только пилот, как это происходит на других симуляторах этого типа, а весь многочисленный экипаж, включая десант из одиннадцати человек. (…)
США предоставят Польше боевые вертолеты Apache для восточных границ
Уникальность системы состоит также в том, что для создания максимальной иллюзии реального полета использовался настоящий Black Hawk. Корпус машины был разрезан таким образом, что кабина пилота отделена от отсека экипажа.
Кабина пилота расположена внутри большой сферической конструкции, на внутренние стенки которой проецируется изображение, имитирующее вид из кабины – на земле или в полете.
Кабина пилота подвижна, чтобы имитировать ощущения движения во время полета в различных погодных и эксплуатационных условиях.
Отделенная от кабины пилота задняя часть вертолета будет использоваться для тренировок остальной части экипажа. Она будет расположена на специальной стреле на высоте более 10 метров, чтобы экипаж мог попрактиковаться в высадке и посадке в машину. Вентиляторы и динамики предназначены для имитации шума и ветра, увеличивая реальность ощущений от упражнений.
Симулятор завершен более чем на 80%. Проблема в том, что на данный момент проект строительства официально мертв. К этой теме мы еще вернемся.

Кто обучается в США

В феврале 2018 года в Польшу попадают первые два Black Hawk. Сегодня полиция располагает четырьмя подобными машинами. В первую очередь ими пользуется контртеррористическое подразделение полиции.
В декабре 2019 года первые четыре Black Hawk поступили на вооружение польской армии. В настоящее время польские военные используют шесть таких машин. На них летают бойцы спецназа.
С самого начала запуска этого проекта было понимание важности обучения на тренажере. (…) Для данного конкретного вертолета и задач, связанных со специальными операциями, также чрезвычайно важно обучение в составе команды. В Black Hawk пилот — всего лишь один из элементов плотно взаимодействующей команды.
Еще один важный член экипажа — бортовой инструктор. Именно он руководит всем, что происходит на борту, и дает инструкции экипажу. Инструктор решает, что и где находится на борту, а также размещает членов экипажа. В его задачи входят такие сложные операции, как точный сброс дымовой гранаты для обозначения зоны посадки, когда вертолет летит со скоростью более 150 километров в час. (…)
США дадут Польше в долг два миллиарда долларов на усиление ее армииВ рамках американской Программы военного финансирования Польша получит кредиты на два миллиарда долларов, пишет RP. Средства пойдут на финансирование модернизации польской армии, а точнее, на крупные закупки техники, которую в последние годы Варшава приобретает за океаном.
Не менее важным членом экипажа является так называемый руководитель экипажа (crew chief). Среди его многочисленных обязанностей — связь с наземным персоналом для обеспечения посадки, высадки и операций с грузом. (…)
А еще на борту находится полицейский или армейский спецназ, которому для безопасного и эффективного десантирования необходимо пройти специальную подготовку на конкретной машине. (…)
Все эти люди должны обучаться взаимодействию в чрезвычайно сложных ситуациях.
Проблема в том, что из всего этого состава на обучение в США ездит только пилот. (…) Стоит оно недешево — по нашим данным, на подготовку пилотов в Америке полиция тратит 1-2 миллиона злотых в год. Остальная часть экипажа тренируется в Польше — в частности, во время таких тренировок, как в июне 2023 года в Гдыне, где один из штурмовиков выпал с вертолета на палубу корабля.

Мечта о польском симуляторе

(…)
Недорогим и, самое главное, эффективным решением – таким, которое обеспечило бы обучение всего экипажа, а не только пилотов – было бы создание в Польше системы подготовки с использованием соответствующего тренажера. Именно об этом мечтает полиция, поэтому Национальный центр исследований и развития (НЦИиР) провел конкурс, в котором победил консорциум во главе с Высшей школой полиции. Он и занялся разработкой проекта.
(…)

Форс-мажор

Контракт подписан 24 ноября 2019 года. Начало многообещающее. Консорциум приступает к созданию симулятора, а полиция планирует строительство для него здания в аэропорту Варшава-Бабице.
Однако время для старта проекта оказывается крайне неудачным из-за так называемых форс-мажорных обстоятельств, причем сразу на нескольких уровнях. В начале 2020 года вспыхивает пандемия COVID-19. Вся Польша сидит по домам. Во всем мире разрываются цепочки поставок. Бизнес-проекты находятся под угрозой из-за рекордной инфляции.
Едва заканчиваются проблемы, вызванные коронавирусом, начинается миграционный кризис на границе с Белоруссией. Полицейские пилоты, инструкторы и экипажи, которые привлекались Главным управлением полиции в качестве главных экспертов для создания симулятора, занимаются патрулированием границы.
В начале 2022 года Россия начинает спецоперацию на Украине. У экипажей Black Hawk работы выше крыши. (…)
Все эти причины, а также проблемы с покупкой некоторых электронных компонентов из-за пандемии и последующей за ней российской спецоперации приводят к задержке в реализации проекта. (…)
Читатели Gazeta назвали американские вертолеты Apache "металлоломом"Госдепартамент США одобрил продажу Польше 96 ударных вертолетов AH-64E Apache, сообщает Gazeta. Читатели издания интересуются: скольким поколениям придется за все это платить? "Русские перестреляют этот металлолом за несколько минут", – пишет один из них.

История, достойная пера Кафки

Согласно нашей информации, во второй половине ноября 2022 года производитель симулятора, компания ETC-PZL, обратилась в Высшую школу полиции с просьбой продлить проект на год и выделить дополнительно 17 миллионов злотых из-за форс-мажорных обстоятельств и предложенных заказчиком изменений в конструкции симулятора. Дело, казалось бы, срочное, но ответа от полиции нет. (…)
Минул месяц, и вот наконец 27 декабря 2022 года происходит встреча заказчика и подрядчика.
(…)
Мы направили в Высшую школу полиции запрос на получение информации о деталях данной встречи, но ответа не удостоились.
Согласно нашим источникам, встреча получилась странной: хотя Школа является лидером всего проекта, некоторые ее представители ведут себя так, словно хотят его торпедировать. Они критикуют предложение о продлении его реализации и увеличение расходов, хотя все это обусловлено факторами, независящими от сторон.
(…)
В итоге Школа все-таки официально соглашается с предложением продлить сроки реализации проекта и увеличить финансирование. В январе 2023 года соответствующая заявка направляется в Национальный центр исследований и развития, в компетенции которого принимать решения о любых изменениях, связанных с финансированием симулятора. Однако после этого почти на три месяца наступает тишина.
(…)
В марте консорциум получает от НЦИиР письмо об отклонении его предложения. В апреле консорциум подает еще одну заявку, на этот раз на меньшую сумму. Однако Центр отклоняет и его.
Производители симуляторов спрашивают НЦИиР о причине отказа, просят показать экспертное мнение, на основании которого заявка была отклонена. Ответов они не получают.
"Мы почувствовали себя героями “Процесса” Франца Кафки, которого судили, приговорили и в итоге казнили, хотя он до самого конца не имел ни малейшего представления о том, в чем он провинился", – говорят нам люди, связанные с проектом симулятора.
(…)
Но спектакль в театре абсурда не прекращается. Хотя проект был официально закрыт 24 ноября 2023 года, мы внезапно узнаем, что, возможно, он еще актуален.
В ответ на наши вопросы исполняющая обязанности пресс-секретаря Главного управления полиции младший инспектор Катажина Новак (Katarzyna Nowak) написала, что "данный проект является приоритетным. В ближайшее время планируется встреча представителей участников проекта, чтобы обсудить детали и направления дальнейшей его реализации".
Еще интереснее был ответ от НЦИиР: "В январе 2024 года руководитель проекта сообщил нам, что проект находится на завершающей стадии реализации и будет завершен в 2024 году в пределах суммы выделенного финансирования, то есть 50 миллионов злотых".
(…)
"Не абсурд ли это, что официально проект должен быть завершен в ноябре 2023 года, а здание, которое необходимо для его окончания, будет готово только в феврале 2024-го?", — вопрошают силовики и гражданские участники проекта.
Delfi (Литва): Литва почти за 300 миллионов евро закупит у США шесть вертолетов Black HawkМинистерство обороны Литвы подтвердило, что принято решение закупить шесть новых американских вертолетов Black Hawk, их стоимость — 300 миллионов евро. В министерстве также объяснили, чем их не устраивают используемые до сих пор в литовской армии советские «Ми-8», и какую часть сделки оплатят США.

Деньги на ветер

Симулятор, на котором могли бы обучаться польские экипажи вертолетов Black Hawk, все еще стоит в ангаре на юге Варшавы. Непосвященному человеку может показаться, что это уже вполне готовый продукт. На самом деле до его полного завершения нужно осуществить еще некоторые работы. Из имеющихся материалов мы узнаем, что если бы проект был возобновлен сегодня, то в течение нескольких недель симулятор полета был бы готов к установке в здании полиции в аэропорту Варшава-Бабице.
На проект симулятора было потрачено 50 миллионов злотых государственных денег. Проект официально закрыт, но деньги на него по-прежнему тратятся.
В аэропорту Варшавы-Бабице полным ходом продолжается строительство ангара, на которое полиция выделила еще 8,1 миллионов злотых. Поскольку ангар точно рассчитан для установки симулятора, его будет сложно использовать для других целей.
Кто заплатит за мертвый на данную минуту проект? Соглашение с НЦИиР предполагает в случае срыва реализации проекта возврат лидером консорциума, то есть Высшей школой полиции, всех полученных ею средств. Это означает, что за фиаско проекта заплатит налогоплательщик. Если же консорциум обратится в суд, а тот признает его правоту из-за вызвавшего задержку форс-мажора, все равно крайним будет все тот же налогоплательщик.
"Если проект провалится, то корпус Black Hawk, на приобретение которого ушла значительная часть бюджета, не продать даже на металлолом, потому что он сделан из авиационных сплавов" – говорит специалист, связанный с проектом. "Я переживаю за экипажи этих вертолетов. Пока что все пилоты в авариях выживали. Но когда-нибудь это везение закончится", — добавляет он.
Авторы: Марчин Вырвал (Marcin Wyrwał), Эдита Жемла (Edyta Żemła)
Обсудить
Рекомендуем