Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Чем ближе дата президентских выборов в России, тем больше на Западе задаются вопросом, откуда у действующего российского лидера такая высокая популярность. В поисках ответа большинство исследователей быстро приходят к "загадочной русской душе" и другим идеологическим клише. Тогда как им стоило бы начать с понимания, почему Владимир Путин сегодня так популярен не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Масштабный провал Украины, запутанность с американской помощью и общая беспомощность запада дали мощный толчок Путину и росту уверенности в себе и в России в целом", — сетует эстонский аналитик Юло Маттеус. А немецкий министр обороны Борис Писториус, потея от страха перед общественной реакцией на провал его подчиненных, обсуждавших удары по Крыму, и вовсе призывает "не влюбляться в Путина". И все это на фоне то и дело мелькающих в соцсетях по всей Европе спонтанных опросах типа "Кого из мировых лидеров вы хотели бы видеть у руля в своей стране?", в которых раз за разом побеждает президент России.
Если раньше инициаторы подобных опросов старались побыстрее спрятать неприятные результаты, то теперь они даже не пытаются этого делать. И правда, смешно маскировать популярность российского лидера, когда любой информационный повод с его участием тут же становится мировой новостью номер один.
За примерами далеко ходить не надо. Обращение Владимира Путина к Федеральному собранию попало на первые полосы крупнейших изданий мира. Чуть раньше колоссальный общественный резонанс вызвало знаменитое интервью российского лидера американскому журналисту Такеру Карлсону. И в том, и в другом случае даже негативная реакция западных политиков лишь добавляла популярности президенту России у простых читателей и телезрителей.
В последние месяцы на Западе стараются не публиковать крупных исследований, касающихся рейтинга мировых лидеров у населения западных стран. Надо думать, по той же самой причине: практически всегда первое место в них занимает именно Владимир Путин. В нем видят человека, сосредоточенного на защите интересов своей страны и традиционных ценностей. То есть именно того, о чем очень мало беспокоятся сегодня действующие европейские и американские лидеры.
Зато в прошлом году подобных исследований хватало — и картину они давали точно такую же. Например, американский Newsweek открыто признавал: "Судя по свежим данным, популярность президента Владимира Путина в США достигла рекордного уровня с 2020 года — за несколько лет до начала боевых действий на Украине. По данным опроса YouGov, по состоянию на первый квартал 2023 года кремлевский лидер пользуется популярностью среди 21% американцев. В первом квартале 2021 года популярность Путина колебалась на уровне 15%, а вскоре после того, как Россия ввела на Украину войска, составила 17%".
Через полгода, в августе 2023-го, уже после полного провала украинского наступления, исследовательская группа Worldof Statistic провела социологический опрос по теме "К какому нынешнему мировому лидеру вы испытываете наибольшее уважение и почему?". Результат получился еще более показательным: лидировал Владимир Путин с результатом в 35,6%, тогда как президент США Джо Байден получил… 8,9%!
Наконец, в конце 2023 года тот же портал YouGov опубликовал очередной рейтинг иностранных политиков в США. И снова на первом месте по известности с результатом в 94% (!) оказался президент России. При этом он популярен у 26% американцев. Неплохой результат, особенно если учесть, что у американских миллениалов, то есть наиболее активной части сегодняшних избирателей, Владимир Путин имеет популярность на уровне 46%.
Стоит вспомнить еще один любопытный парадокс, связанный с популярностью российского президента за океаном. Чуть меньше года назад журнал The American Thinker задался вопросом: "Почему на фоне снижения популярности Джо Байдена американцы все чаще заговаривают о том, что хотели бы видеть президентом Владимира Путина?". Ответ на него звучал так: "За бравадой американцы начинают видеть человека и лидера, который заботится о своей стране и своем народе гораздо больше, чем наши собственные лидеры о нас. Общие фотографии спровоцировали такой переход, но истинная метаморфоза произошла в результате посеянного недоверия между президентом Байденом и его администрацией, с одной стороны, и американским народом — с другой. Это вызвало у многих потребность в таком лидере, как Путин".
Такую же картину можно сегодня наблюдать по всей Западной Европе. И прежде всего — в Германии и Франции. Там тоже в последние годы все заметнее "недоверие" между взобравшимися на верхушку местного политического Олимпа выскочками и народом. Свидетельством тому служит, прежде всего, быстрый рост открытого недовольства, которое выводит на улицы германских и французских городов фермеров и заставляет бастовать железнодорожников, пилотов, медиков и даже продавцов универмагов.
Еще один признак усталости европейцев от политики нынешних руководителей их стран — набирающие популярность правые. Они выступают прежде всего за то, чтобы их страны обеспечивали нужды и запросы своих граждан, а не тратили миллиарды на тех, кто воюет с Россией или выполняет приказы США. Современная европейская правая идеология заключается в приоритете национальных интересов — а господа Шольц, Макрон, фон дер Ляйнен и иже с ними упорно пытаются выдать это за нацизм. И это при том, что настоящего нацизма, господствующего на Украине, они в упор не видят.
Неудивительно, что для правых, то есть национально-ориентированных политиков в Европе именно Владимир Путин служит самым ярким примером. Он не просто поставил интересы России выше всех других — он не побоялся отстаивать их перед "мировым жандармом" в лице США и их союзников по НАТО. Он рискнул начать специальную военную операцию, чтобы устранить серьезную угрозу для своей страны, которую создал все тот же Североатлантический альянс, плюнувший на все прежние договоренности. Плюс ко всему тому Владимиру Путину удалось сделать так, что никакие западные санкции не оказали серьезного влияния на российскую экономику: она демонстрирует уверенный рост.
И все это — на фоне откровенной стагнации западной цивилизации, сваливания многих европейских (и не только!) экономик в рецессию и стремительной утраты Старым Светом традиционных ценностей. К которым, кстати сказать, неолибералы все чаще причисляют и патриотизм, противопоставляя ему "мультикультурность" и "космополитизм". Что на практике почему-то всегда ведет к утрате национальной идентичности и уступкам иностранному бизнесу. В первую очередь — американскому.
Неудивительно, что государства, стремящиеся сохраниться как самостоятельные политические и экономические субъекты, оглядываются теперь на Россию. Именно поэтому после начала СВО и демонстрации независимости российской внешней политики стало резко расти число стран-участниц БРИКС. И неслучайно этот союз во всем мире видят главным оппонентом США и их союзников. А теперь оказывается, что и сама Америка, и ее сателлиты были бы не прочь пожить под "диктатом" российского лидера.
Русская пословица гласит: "Что имеем — не храним, потерявши — плачем". Западный мир в своем безудержном стремлении к мифической демократии потерял умение жить интересами большинства и не падать ниц перед надуманными правами искусственного созданных меньшинств. Ему остается только плакать о том, что ни в США, ни в Европе никак не находится национальный лидер, способный повернуть неестественный процесс вспять. И завидовать России.