Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Большинство поляков убеждено, что членство в ЕС приносит одни только выгоды. Однако это совсем не так, заявил в интервью MP писатель-документалист Томаш Цукерник. Минусов больше, чем плюсов. Страна потеряла свободу выбора. Одного этого уже достаточно для Полексита, уверен собеседник издания.
Беседа с писателем-документалистом Томашем Цукерником (Tomasz Cukiernik)
Myśl Polska: Вы опубликовали книгу "Двадцать лет в Евросоюзе. Баланс членства". Каков же баланс? Польское общественное мнение в подавляющем большинстве убеждено, что членство в ЕС приносит нам одни только выгоды.
Томаш Цукерник: Политики и журналисты-недоучки в качестве баланса членства Польши в Европейском союзе рисуют два столбика, где с одной стороны записывают все европейские дотации, которые получила Польша, а с другой — сумму польского взноса в кассу ЕС. Получается, что за 20 лет Польша заплатила один злотый, а получила три. К сожалению, это лишь один из возможных вариантов баланса и, кроме того, не имеющий особого значения. Сальдо дотаций и взносов в многолетней перспективе — это всего лишь 2 % польского ВВП. Это не те суммы, которые имеют особое значение для экономического развития страны. Более того, эти деньги вредны. Этому есть несколько причин. Во-первых, они создают дополнительные ненужные затраты как в процессе расходования этих денег, так и при последующем содержании построенных на них объектов. Во-вторых, они являются своего рода вредным государственным интервенционизмом, когда власти руководствуются ложным принципом, согласно которому чиновник лучше владельца знает, на что потратить его деньги. В-третьих, эти средства используются Еврокомиссией для шантажа, который не раз применялся и к правительству "Права и справедливости" (ПиС), и к кабинету Виктора Орбана. В своей книге я представляю целый ряд расчетов, касающихся различных областей экономики, государственных финансов и эмиграционных процессов: это баланс товарного обмена и услуг, баланс инвестиций, проблема зависимости от иностранного капитала, вывод иностранными корпорациями денег за рубеж, потери, связанные с эмиграцией поляков. Однако наиболее важным является баланс, который, с одной стороны, показывает выгоды, которые Польши получает за счет присутствия на общем рынке, а с другой — потери, связанные с необходимостью подчиняться регулированию ЕС.
— А может быть, есть у нас были какие-то преимущества от членства, скажем, в первые 10-15 лет, но сейчас это время заканчивается, потому что ЕС уже стал де-факто бюрократическим молохом, мешающим инициативе и свободе?
— Европейский Союз был бюрократическим молохом еще в 2004 году, когда мы в него вступали. Но, действительно, по мере того как Брюссель все активнее вмешивается в экономику с помощью все новых и все более абсурдных стратегий, планов и правил, ситуация постепенно, из года в год ухудшается. Таким негативным примером является внедрение системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (ETS). Но если эта система вредит медленно, то крайне губительная политика европейского "Зеленого курса" способна навредить Европе одномоментно и всерьез. Сегодня можно с уверенностью сказать, что плюсов от нашего членства в ЕС меньше, чем минусов. Это то, что касается финансовой прибыли, но есть еще сферы, к которым бухгалтерский подход неприменим — речь идет о потере свободы выбора и свободы в целом. Я имею в виду все эти правила "Зеленого курса", запрещающие автомобили с двигателем внутреннего сгорания (одного этого достаточно для Полексита), работающие на ископаемом топливе котлы, а также газовые плиты. Из-за этих правил нам придется тратить деньги на совершенно ненужные переделки в наших домах. А еще нас ждут климатические налоги на автомобили, на сельское хозяйство и на отопление жилья — их нам обеспечит так называемая система ETS 2.
— Какова, по вашему мнению, природа крайнего догматизма Брюсселя в вопросе так называемой "Зеленой революции"? Ведь это же очевидное безумие. Откуда такая решимость?
— Нужно учитывать тот факт, что политики, которые находятся на виду — и в Брюсселе, и в странах-членах ЕС — это обычные марионетки. Они делают то, что им велят настоящие правители, действующие через лоббистов и спонсоров, через коррупционные схемы. В своей книге я выделил четыре группы, которые на самом деле управляют Европейским союзом. Во-первых, это международные фармацевтические, химические и продовольственные компании. Во-вторых, международные финансовые институты, которые под предлогом борьбы с терроризмом усиливают контроль за законопослушными гражданами и ограничивают свободу распоряжения наличными. В-третьих, это спецслужбы таких серьезных европейских стран, как Германия или Франция, действующие в интересах своих стран. В-четвертых, спецслужбы серьезных неевропейских государств, таких как Россия, США, Китай, Израиль и даже арабские государства. В результате внутри Евросоюза происходит бодание лоббистов с еврократами — каждый тянет одеяло на себя и пытается побольше урвать для своих хозяев. Мы являемся свидетелями склок и беспардонной борьбы между этими группами интересов. Действия всех этих сил непосредственным образом отражаются на политике ЕС, а поскольку их интересы зачастую противоречат друг другу, принимаемые ЕС нормы также являются противоречивыми. Например, Брюссель сначала издает указ устанавливать тепловые насосы, а следующим указом запрещает фторированные газы, без которых тепловой насос работать не может. И дело тут не в каком-то догматизме, просто серьезные люди занимаются серьезным бизнесом —в данном случае торговлей квотами на углекислый газ в атмосфере — под удобным предлогом так называемого климатизма, в который людей заставила поверить транслируемая в течение многих лет пропаганда.
Не Полексит, а развал ЕС?В польском обществе, да и не только в нем, постепенно возникает чувство неприязни к Евросоюзу, пишет Do Rzeczy. Оно основано на убежденности, что пребывание в этой структуре больше не приносит никаких выгод, а сулит одни лишь убытки. Тогда ЕС ждет распад, и начнется этот процесс в следующем году.
28.12.202300
— В настоящее время примерно 20% поляков готовы считать выход из ЕС хорошим решением для Польши. Это много или мало?
— На мой взгляд, это очень мало, но это результат той многолетней пропаганды, которая изо дня в день, в течение тридцати дет обрабатывала мозги людей. В 90-е разрыв в благосостоянии между Западной Европой и Польшей был настолько велик, что почти все хотели, чтобы и у нас было, как на Западе. Предшествовавшая референдуму о вступлении в ЕС пропагандистская обработка убедила поляков в том, что вскоре — через 10, максимум через 15 лет — после того, как Польша присоединится к Евросоюзу, мы станем такими же богатыми, как и они. А если нам еще подкинут дотаций, то вообще сразу наступит рай. Естественно, ничего такого не произошло. В 2021 году эксперты Варшавского института предпринимательства предсказали, что Польша сможет догнать немцев уже через… 34 года, а ростом благосостояния в Польше мы обязаны не грантам ЕС или тем более его стандартам, а исключительно трудолюбию поляков. Да, в какой-то степени доступ польских компаний к общему рынку нам, безусловно, помог. Пропаганда правительства Лешека Миллера соблазняла поляков ЕС еще и тем, что после "аншлюса" они смогут свободно работать на Западе. К сожалению, так и произошло. На заработки уехали более 2 миллионов поляков, которые вместо того, чтобы работать на благо Польши, созидают благосостояние иностранцев.
Противоядием от всей этой "информационной обработки" и потоков лжи, которые выливают на нас польские и европейские политики и чиновники, а также их апологеты, должна стать кампания "Акция Эвакуация", цель которой — в течение пяти лет добиться снижения поддержки поляков членства в ЕС с нынешних 80% до максимум 50%. В моей книге приводятся конкретные аргументы, которые позволят убедить колеблющихся в том, что Брюссель ведет к пропасти, к финансовому краху, отнимает у нас свободу и какое-никакое благосостояние, которого мы добились своим собственным трудом за те три с половиной десятилетия, что прошли со времени так называемой трансформации государственного устройства. Как мы видим, это уже поняли фермеры, которые направили свой протест не против польского правительства, а против Европейского союза и его "Зеленого курса". Кстати говоря, в своей книге я анализирую и сравниваю положение фермеров до членства в ЕС и сейчас. Например, чтобы купить трактор, в 2004 году польскому фермеру нужно было продать 13,2 тонны свиней, а в 2022 году — уже 48,7 тонны! Это означит, что цены для него реально увеличились на 269%! То же самое с молоком. Чтобы купить трактор, в 2004 году фермер должен был продать 63,6 тысячи литров молока, а в 2022 году — уже 142 тысячи литров, т.е. на 123%. больше. Напомню, что именно фермеры получили больше всего субсидий из Брюсселя, и, если верить пропаганде, именно они должны были стать основными бенефициарами членства Польши в ЕС. Между тем, результат явно плачевен. Количество фермерских хозяйств снижается угрожающими темпами, и, согласно данным официальной статистики, доля валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП Польши снизилась с 3,3% в 2004 году — до 2,8% в 2022 году.
— Как вы считаете, могут ли предстоящие выборы в Европейский парламент стать переломными, есть ли шанс отстранить от управления команду Урсулы фон дер Ляйен и изменить политику Еврокомиссии? И что будет, если этого не произойдет?
— Я считаю, что выборы в Европарламент ничего принципиального не изменят. Как я уже сказал, евробюрократы являются исключительно марионетками. Европейский союз последовательно и методично движется к созданию централизованного сверхгосударства, и никакие выборы этот курс изменить не в силах. Не будет Урсулы фон дер Ляйен, будет какой-нибудь Тиммерманс, Ван Ромпей или какой-нибудь персонаж, который будет последовательно реализовывать ту же политику "немецкого катка". По данным Французского института Руссо, на достижение так называемой климатической нейтральности Польша до 2050 года будет тратить 13,6% ВВП в год. Это 2,4 триллионов евро, или более 10 триллионов злотых. Данная сумма почти в десять раз превышает стоимость всех субсидий ЕС, которые за все 20 лет составили чуть более 1 триллиона злотых! Польша не может отказаться от реализации "Зеленого курса" — за неповиновение ей грозят огромные финансовые штрафы от Европейского суда. Поэтому для того, чтобы перестать тратить огромные средства на европейский "Зеленый курс", который приведет к банкротству множества компаний и обнищанию огромного количества поляков, не говоря уже о покушении на нашу свободу, единственным решением будет Полексит.