Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Известный немецкий экономист Хенрик Мюллер на страницах делового Manager Magazin исследует феномен замедления экономического роста в мире, который принял, по его мнению, устойчивый характер. Он ссылается, в частности, на результаты последних исследований МВФ и Всемирного банка. Глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева, к примеру, предупредила об опасностях, связанных с замедлением экономической активности. В Европе это касается в первую очередь Германии.
На самом деле, пишет профессор Мюллер, замедление роста мировой экономики давно стало реальностью. Так, в сегодняшней Германии основные экономические показатели на душу населения ниже, чем в "предковидном" 2019 году. Промышленное производство постоянно падает и уже находится на уровне середины 2010-х годов. Более того, все показатели указывают на то, что в долгосрочной перспективе деградация будет продолжаться. Ведущие исследовательские институты подсчитали, что годовые темпы роста будут составлять всего лишь 0,5%. Это треть от того, что Германия демонстрировала в предыдущее десятилетие.
В определенном смысле Германия является предвестником общемирового тренда. В последних докладах МВФ и Всемирного банка на основе широкого фактического материала показано, что экономическая экспансия в глобальном масштабе также "затухает". Это касается как богатых, так и бедных стран, как Востока, так и Запада, как Севера, так и Юга: повсюду замедляются темпы роста, останавливается прогресс. Именно эта тревожная тенденция стала главной темой на весенних заседаниях МВФ и Всемирного банка, в которых приняли участие ведущие экономисты, банкиры, политологи и финансисты со всего мира. В преддверии встречи глава МВФ Кристалина Георгиева предупредила: если экономическая траектория и дальше будет идти по нисходящей, то это помешает выполнению главных мировых задач – борьбе с бедностью и обеспечению климатической нейтральности.
В случае, если в мире не будет обеспечен экономический, технический и научный прогресс, пострадает не только благосостояние людей, начнут рушиться основы современного общества, обострится борьба за ресурсы. Под угрозой окажутся социальные завоевания, образование, инфраструктура, и даже военные расходы сократятся из-за недостатка финансирования. В этих условиях станет невозможным обеспечение и справедливое распределение общественного богатства, а поддержание безопасности станет проблемным из-за нехватки средств.
Не стоит думать, что экономическое развитие и социальный прогресс – это нечто само собой разумеющееся, считает профессор Мюллер. Этим понятиям всего несколько сот лет, они возникли после распада феодализма, когда образование, наука, промышленное развитие и разделение труда резко изменили жизнь людей, а благосостояние достигло небывалого в истории уровня. Исследования подтверждают, что с середины 18 века в ряде стран Запада начали резко расти показатели экономики и общественного богатства. По мере экономического развития и роста благосостояния изменилась структура западного общества, была сломлена монополия церкви, высвободились экономические ресурсы и раскрылся потенциал рыночной экономики в Европе, а затем в Северной Америке. Однако решающий рывок в уровне благосостояния сегодняшние богатые страны совершили, начиная с середины 19 века. Сто лет спустя к ним стало присоединяться все большее число развивающихся стран.
На основании анализа значительного массива данных МВФ и Всемирный банк пришли к следующим выводам:
– В "нулевые" годы нашего века темпы роста стран "Большой семерки" составляли в среднем два процента. В "десятые" годы средние темпы роста снизились до 1,4 процента, а в нынешнем, третьем десятилетии они составят лишь 1,2% в год. Замедление роста обусловлено объективными факторами: основной капитал растет медленнее, поскольку сокращаются инвестиции в производство, в то время как ввиду демографического старения сокращается армия трудоспособного населения. Кроме того, снижается производительность труда – примерно на треть в сравнении с "нулевыми" годами;
– Эти негативные факторы можно лишь частично смягчить: в области трудовых ресурсов – через поощрение иммиграции и повышение пенсионного возраста. В области производительности – через цифровизацию, снижение себестоимости продукции и более эффективное управление инвестициями. Производительность труда можно также поднять через технологические и научные инновации, внедрение искусственного интеллекта, развитие внутренней и международной торговли, а также усиление конкуренции;
– Однако этому мешает деглобализация мировой торговли и чрезмерная монополизация в ряде отраслей. По-прежнему сохраняются низкие банковские ставки, искусственно поддерживающие на плаву фирмы "зомби", которые в нормальных условиях давно бы обанкротились;
– В Европе серьезным показателем нарастающих проблем стал Брексит – выход из Евросоюза второй европейской экономики;
– Эксперты нашли новое слово для сворачивания глобализации – slowbalisation вместо globalisation. При этом они отмечают, что процесс замедления идет уже более 15 лет – начиная с мирового финансового кризиса 2007-2008 годов. Дополнительный импульс этому процессу дали эпидемия COVID-19 и конфликт на Украине, которые вызвали нарушения цепочек поставок во всем мире.
Профессор Мюллер делает следующее умозаключение: длительное замедление экономического роста опасно, так как оно ведет к "отмене" прогресса, обострению борьбы за ресурсы, межгосударственным конфликтам, социальным протестам и в конечном счете угрожает распадом всей системы сдержек и противовесов в современном мире.
По мнению главного экономиста Всемирного банка Индермита Гилла, без серьезной корректировки экономического курса 2020-е годы войдут в историю как десятилетие упущенных возможностей. Низкие темпы роста загонят в ловушку многие развивающиеся страны, поставят их на грань голода. Это остановит прогресс и помещает осуществлению основных глобальных задач. Правительства должны принять срочные меры по трансформации экономики, увеличить инвестиции в производство и ужесточить фискальную политику.
Особенно сильно падение темпов роста заметно в Западной Европе. Согласно подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2024 году темпы роста составят в Еврозоне 0,7%, в том числе в Германии 0,2%, Великобритании – 0,4%, Франции и Италии – 0,7%. В Японии этот показатель составит 0,5%. Рост американской экономики также будет намного слабее, чем прогнозировалось, в первом квартале этого года рост ВВП составил лишь 1,6%.
Падают темпы роста и в странах с развивающейся экономикой, хотя и не так сильно, как в странах Запада. Также по данным ОЭСР, в Китае рост ВВП составит 4,9%, Индонезии – 5,7%, Индии – 6,5%. Это поднимает темпы роста в странах "большой двадцатки" до среднего показателя в 3,1%. Согласно прогнозам МВФ, к 2029 году темпы роста мировой экономики замедлятся до уровня чуть выше трех процентов. Всемирный банк называет более низкую цифру – 2,4%, что намного ниже средних показателей десятилетней давности. Отмечается, что без радикального изменения экономической политики и внедрения новых технологий высокие темпы роста прошлых лет вряд ли вернутся.