Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Скоординированный удар в Дагестане напомнил о том, что целая часть России уязвима, пишет Advance. Враги Москвы, стремясь ослабить ее, делают ставку на Кавказ. Россия должна предвосхищать планы США. И она уже добилась определенных успехов, но сделать надо гораздо больше.
На прошлой неделе целый ряд скоординированных терактов произошел в Дагестане, мусульманской российской республике, которая находится на Северном Кавказе. Не менее 20 человек погибли. Ударам подверглись синагоги, церкви, полицейские участки… Госпитализированы не менее 46 человек.
Это не "один из" терактов, хотя на самом деле террористические акты в России в последние годы происходили довольно редко. Это нечто большее и значительное, и очень трудно отделить эту ситуацию от того, что происходит в другой стороне — от вооруженного конфликта России с Украиной.
Российские СМИ сообщают, что вечером в воскресенье вооруженные боевики с автоматами сначала открыли огонь по православной церкви, а потом и по синагоге в городе Дербенте. Вообще этот город известен еврейским сообществом, там проживающим с незапамятных времен. Несколько боевиков были убиты в перестрелке с полицией, последовавшей за расправами. Местная синагога в результате сильно пострадала.
Если бы все этим и ограничилось, то могло бы показаться, что это "один из" подобных другим терактов, которые сотрясают когда-то очень неспокойную российскую часть Кавказа. Однако почти в то же время аналогичный теракт произошел в Махачкале. Там несколько боевиков ворвались в православную церковь и открыли там огонь. После этого они начали перед церковью расстреливать полицейские автомобили. Затем они двинулись на синагогу в Махачкале, где произошло столкновение с полицией.
Перестрелка произошла и в небольшом поселке Сергокала, где был открыт огонь по полицейскому автомобилю.
Лидер российской Республики Дагестан Сергей Меликов подтвердил, что в результате терактов были убиты не менее 15 сотрудников полиции.
Кто организовал эти нападения? Сейчас существуют две теории, и есть мнение, что обе они сливаются в одну.
Российские СМИ пишут, что в терактах участвовали двое сыновей, Осман и Адиль, главы Сергокалинского района Дагестана Магомеда Омарова, которого спецслужбы немедленно задержали и отправили на допрос. Вообще Омаров был членом правящей российской партии "Единая Россия", но сразу после терактов в Дагестане его оттуда исключили, а его страница на официальном сайте партии удалена.
В теракте участвовал и племянник Омарова. Стоял ли он во главе этого заговора, или все это "случайность"? Пока известно мало информации, но некоторые источники говорят об Омарове как о человеке, который был весьма лоялен Кремлю и президенту Владимиру Путину.
Однако есть и другая теория, которой, конечно, можно было ожидать. Упомянутый глава Дагестана Сергей Меликов заявил, что велика вероятность, что это Украина каким-то образом приложила руку к этому теракту и что Дагестан теперь "напрямую вовлечен" в войну.
Теракты в России и будущее УкраиныТеракты в Дагестане организованы при поддержке Украины, считает автор статьи из dikGAZETE. По его мнению, так киевский режим отреагировал на мирный план Владимира Путина, ведь ранее противники Москвы уже отвечали агрессией на ее попытки установить мир.
24.06.202400
Я напомню, что это уже второй крупный террористический акт на территории Российской Федерации за последние несколько месяцев. Три месяца назад более 130 человек погибли в московском концертном зале, и ответственность за это злодеяние взяло на себя отделение ИГИЛ* "Вилаят Хорасан"*. В том случае российские официальные лица обвинили Украину. Конечно, это не означает, что Украина или какие-то другие силы, действовавшие из-за российской спецоперации на Украине, не причастны. Но доказать это трудно. Хотя в данном случае в этом нет такой уж необходимости, поскольку главное, что подтверждают эти теракты, кто бы за ними ни стоял, — это российская уязвимость.
Теракт в Москве, пожалуй, обнажил дыры в российской безопасности, а нынешний скоординированный удар в Дагестане напомнил о том, что целая часть России уязвима и что там уже в ближайшем будущем Россия может ослабеть. Разумеется, именно потому, что продолжается вооруженный конфликт на Украине (а он уже стал войной с серьезными геополитическими последствиями), некоторые игроки, несомненно, "рассчитывают" на Кавказ в своих стратегиях ослабления России. Точно так же, как Россия бьет по украинской энергетической сети, понимая, что это слабая точка Украины, так и антироссийские силы, и Украина только одна из них, бьют или могут бить по российским южным республикам — Дагестану и Чечне.
Кремль прилагает немалые усилия, а также идет на уступки в отношениях с регионами, где преобладает мусульманское население, и пытается сохранить во главе этих республик очень лояльное ему руководство. Пример — Рамзан Кадыров в Чечне. Тем не менее (пусть это прозвучит не очень политически корректно) сам факт того, что это мусульманские регионы, делает их более податливыми для радикализации.
В качестве показательного примера можно привести Сирию. Несмотря на прежние конфликты, Сирия была и остается светским государством, которое не терпело радикальных форм ислама. Тем не менее, когда против него объединились несколько сильных игроков (антисирийская коалиция Запада и ближневосточных нефтяных монархий), экстремизм прорвался в Сирию и извне, и изнутри. По Сирии били из-за близких отношений с Россией и Ираном, и ей приходилось на протяжении многих лет вести кровавую и жестокую войну, чтобы защитить себя с помощью России, Ирана и ливанской Хезболлы.
Россия предвидела, что и сама может подвергнуться таким ударам, и понимала где — на Северном Кавказе.
Ясно, что Москва прилагает большие усилия, чтобы с ней этого не случилось. И меры нужно принимать на самых разных уровнях. Мало следить за безопасностью в самом Дагестане и соседней Чечне. Россия должна активно дипломатическими средствами участвовать в событиях на Ближнем Востоке, работая активно с теми государствами, о которых известно, что они сделали много, чтобы сломить Сирию. Каким-то образом Россия должна предвосхищать планы США и ограничивать их влияние в Саудовской Аравии, Катаре, да и Турции, чтобы предотвращать повторение сирийского сценария у себя дома.Россия уже добилась в этом определенных успехов, поскольку все упомянутые страны (и регион в целом) заняли вполне нейтральную позицию в отношении вооруженного конфликта на Украине, к великому разочарованию Соединенных Штатов Америки, которые в свое время пытались создать "глобальную коалицию" против России. Но успеха не добились. Это ясно доказывает, что зачастую дипломатия куда важнее собственно вооруженных сил.
Свою роль тут играет и сложная история Северного Кавказа, которую Россия вынуждена учитывать, так как некоторые вещи не забываются.
Дагестан находится на западном берегу Каспийского моря. Республика во многом крайне своеобразна на фоне остальной России. В горных областях проживают более 30 этнических групп, говорящих на разных языках. Это преимущественно мусульманская республика, где в прошлом прижились разные исламские религиозные обычаи.
В Дагестане проживает небольшое еврейское меньшинство. Иудаизм — одна из тех религий, которые давно укоренились в Дагестане. Его проповедуют евреи, живущие в горах и говорящие на диалекте персидского. Однако в результате многовекового соседства с мусульманами это сообщество сократилось, и многие его члены эмигрировали.
Обзор реакции мировых СМИ на теракт в ДагестанеВ воскресенье боевики открыли стрельбу в Махачкале и Дербенте. Теракт в Дагестане привлек внимание иностранных СМИ. Они отмечают масштаб и скоординированность атаки. Бывший американский разведчик Скотт Риттер подозревает Запад в причастности к нападению.
24.06.202400
В XIX веке значительная часть Кавказа была присоединена к Российской империи, но местные народы окончательно так и не смирились с властью Москвы. Недовольство Москвой, которая их себе подчинила, сохранялось и при царе, и при советской власти и в постсоветские времена.
После распада Советского Союза в Чечне вспыхнул бунт, результатом которого стали две сепаратистские войны за независимость. Россия расценила это как терроризм и ответила, превратив большую часть Грозного в руины. Потом Путин назначил в Чечне военного командира Рамзана Кадырова, который с тех пор и правит там "железной рукой".
В Дагестане российские силы безопасности боролись с исламистским мятежом в горных районах в 2000-х, который перекинулся сюда из соседней Чечни. Однако ситуация в Дагестане никогда не обострялась до той же степени, что и в Чечне.
Управлять этими угрозами в текущий период — исключительно деликатная задача для России. Теракты в Дагестане, случившиеся несколько дней назад, подтверждают, что где-то ее напряженные усилия не достигают цели.
А ведь еще есть мусульманские государства бывшего Советского Союза, которые были исключительно светскими, но в последние годы там расцвел радикализм. Кроме того, мигранты из среднеазиатских государств бывшего Советского Союза: Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Казахстана — традиционно служили источником дешевой рабочей силы для России. Считается, что выходцами именно из Таджикистана были те экстремисты, кто в марте этого года совершил страшный теракт под Москвой.
Разумеется, в России обострилась ксенофобия, особенно в отношении мигрантов из Средней Азии. Владимир Путин немедленно вмешался и непосредственно после теракта сказал: "Мы никогда не должны забывать, что мы многонациональная и многоконфессиональная страна. Мы должны всегда с уважением относиться к нашим братьям, представителям других вероисповеданий, как мы делали и раньше, к мусульманам, евреям — ко всем".
Да, Владимир Путин осознает, что Россия может выстоять только как многонациональная и многоконфессиональная федерация. Даже в другое, мирное, время это – трудная задача, но решаемая. Во время вооруженного конфликта следовать этой линии еще труднее, так как любую российскую ошибку могут и будут эксплуатировать.
Дагестан может быть бомбой замедленного действия, на которой спит вся Россия, так как ее федерация как таковая зависит от всеобщего мира на всей ее территории. Мятежи могут оказаться "заразны", особенно в такой стране, как Россия. Поэтому мы и не получаем от российских СМИ особой информации, что касается теракта в прошлое воскресенье в Дагестане. Однако за кулисами, несомненно, ведется интенсивная работа, поскольку каждый такой скоординированный удар рассматривается "не только" как терроризм, но и как попытка подорвать российскую стабильность.
* запрещенная в РФ террористическая организация, прим. ред.