Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Социальные расходы бюджета Украина покрывает за счет иностранной помощи, пишет "Фокус". Расходы на армию Киев финансирует самостоятельно, и здесь дефицит бюджета составляет пять миллиардов долларов. Эксперты колеблются по поводу принятия болезненного решения — повышения налогов.
Повысят ли налоги на Украине, откуда брать деньги на ведение конфликта и как выстоять в битве на истощение в условиях энергетического коллапса и роста госдолга? Об этом "Фокус" поговорил с экономическими экспертами.
Объем совокупного государственного долга Украины в апреле вырос до 6,01 триллиона гривен (12,7 триллиона рублей. — Прим. ИноСМИ). Такие данные приводит Минфин. Дополнительную потребность в расходах военного характера в госбюджете-2024 оценивают в пять миллиардов долларов. Об этом заявил министр финансов Сергей Марченко в эфире "Общественного радио". И хотя есть надежда на достижение соглашения с кредиторами до 1 августа, расходы на конфликт Украина должна перекрывать самостоятельно. Есть ли запас прочности?
По словам министра финансов, расходы на боевые действия в 2023 году были запланированы в пределах 27 миллиардов долларов, но фактически Украина потратила на противостояние с Россией 73 миллиарда долларов. Выделение Украине бюджетной помощи США покрыло расходы социально-гуманитарного характера в 2024 году, однако осталась проблема с военными расходами. По словам Марченко, из-за того, что за последние полгода Украина получала лишь минимальную помощь от партнеров, бюджет понес дополнительные расходы военного характера.
"Думаю, можно говорить о цифре примерно в пять миллиардов долларов", — сказал Сергей Марченко.
Собираются ли на Украине повышать налоги, однозначного ответа пока нет. Однако, как сказал Марченко, этот вопрос будет решаться в ближайшее время: "Надо сначала правильно просчитать. Здесь нет одного магического решения, например повысить военный сбор".
"95% всех бюджетных поступлений идет на оборону и безопасность": сколько денег нужно Украине
Как рассказал "Фокусу" финансовый аналитик Андрей Шевчишин, в 2022 году Украина потратила 1,14 триллиона гривен, в 2023 году — 2,09 триллиона гривен, а за четыре месяца 2024 года — 0,58 триллиона гривен.
"При этом, согласно заявлениям чиновников, по финансированию в 2024 году уже возник бюджетный разрыв в пять миллиардов долларов, и Минобороны требует 370 миллиардов гривен (784,4 миллиарда рублей. — Прим. ИноСМИ) дополнительных средств. В среднем, 95% всех бюджетных поступлений, без учета помощи партнеров, идет на оборону и безопасность. И всё это в условиях интенсивных боевых действий, мобилизации и заказов вооружения, снарядов и другого оборудования, которого постоянно не хватает. Наши партнеры не позволяют использовать их помощь и кредиты на финансирование армии, поэтому мы должны наращивать доходную часть. При этом даже урезание социальных расходов по большому счету ничего не даст, потому что они и так финансируются за счет внешней помощи", — отметил Андрей Шевчишин.
Инструментов для повышения поступлений, по словам финансиста, не так уж и много.
"Улучшение администрирования (налоговая, таможня, лицензионные компании, снижение теневой экономики и коррупционной составляющей), повышение налогов, внутренние заимствования через облигации внутренних государственных займов (ОВГЗ), ускорение инфляции и договоренности с партнерами о возможности финансирования обороны за счет внешних ресурсов. А еще приватизация. Однако мы понимаем, что в условиях конфликта наши активы имеют далеко не рыночную цену", — сказал аналитик.
Что поможет Украине в условиях спада иностранной поддержки
Специалисты Центра экономической стратегии (ЦЭС) подтверждают, что с начала конфликта все собственные поступления украинского госбюджета направляются на финансирование обороны. Там подсчитали, что такие расходы занимают примерно половину бюджета. По информации экономиста ЦЭС Максима Самойлюка, все гражданские расходы госбюджета Украина покрывает за счет иностранной финпомощи. В 2024 году потребность в таком внешнем финансировании составляет 38 миллиардов долларов.
"В мае объемы иностранной финансовой помощи упали до наименьшего уровня с начала конфликта: Украина получила только 20 миллионов долларов кредитов от Всемирного банка. В мае 2024 года иностранная помощь покрыла 0,4% потребности в финансировании государственного бюджета. В июне ситуация должна улучшиться, поскольку Украина должна получить 1,9 миллиарда евро от ЕС и 2,2 миллиарда долларов от МВФ. Впрочем, ритмичность помощи потеряна, что негативно влияет на возможность украинского правительства планировать расходы", — отмечает аналитик ЦЭС.
В условиях атак на украинскую энергоинфраструктуру, отсутствия коммерческого экспорта электроэнергии, сокращения международных резервов, а также импорта больших объемов электроэнергии, сокращения экспорта аграрной продукции и расходов на мобилизационные нужды, создаются новые риски, которые еще больше усложняют прогнозы изменений в украинской экономике. Так, по информации ЦЭС, если в мае 2024 года инфляция оставалась низкой на уровне 3,3% в годовом измерении, то в последующие месяцы она может ускориться из-за влияния энергетического кризиса на рост цен.
"Потребности в финансировании немножко выросли. Интересно, что оптимисты, которые в прошлом декабре прогнозировали потребности в финансировании на более низком уровне, сейчас подтянулись до уровня среднего, и расхождения в том, сколько Украина будет нуждаться в деньгах, сейчас нет. Это 50–60 миллиардов долларов, чтобы закрыть бюджетные потребности 2024 года. Напомню, что эти потребности включают финансирование такого широкого бюджетного дефицита, при котором мы методологически убираем гранты, ведь они тоже были частью финансирования. А еще эти потребности в финансировании исключают погашение долгов, потому что на них средства также нужны", — говорит заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко.
Гарантированный государством долг на конец 2024 года, вероятно, не превысит 100% ВВП и по разным оценкам составит 94–96% ВВП. Что касается курса гривны, здесь аналитик прогнозирует умеренное ослабление — до 40,1 гривны за доллар в конце 2024 года.
Ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий отмечает ухудшение роста ВВП Украины. Она добавляет, что реальный ВВП в 2024 году составляет 3,8%, а в следующем следует ожидать 3,5%.
"Это ухудшение по сравнению с тем прогнозом, который мы имели до этого. И такая ситуация стала следствием того, что мы теряем генерацию электроэнергии. В 2022–2023 годах россияне бомбили именно передачу электроэнергии, а сейчас мы теряем генерацию. Вопрос в том, что в дальнейшем рост будет зависеть от того, насколько Украина сможет эффективно обеспечить электрогенерацию (речь идет о модульных, поршневых, газовых станциях и т. д.). Все эти факторы будут очень важными", — отметила эксперт Александра Бетлий.
Налоги: ожидать ли повышения?
По мнению финансового аналитика Андрея Шевчишина, болезненный налоговый вопрос не является единственной альтернативой в условиях дефицита госбюджета, ведь существует кредитование, облигации внутренних государственных займов.
"По данным на май 2024 года, в банковской системе содержится 1,67 триллиона гривен депозитов, при этом кредитов выдано лишь на 0,77 триллиона гривен. И это речь идет только о гривне и только резидентов. Почти 0,9 триллиона гривен не работают в кредитовании. Большей частью они размещены в ОВГЗ и депозитных сертификатах. Поэтому долю ОВГЗ, считаю, можно увеличить. Я знаю, что ОВГЗ будут популяризировать, и, хотя спрос населения на облигации растет, он всё равно остается низким и трудным для понимания людей. И маловероятно, что среди граждан будет достаточно спроса, чтобы удовлетворить эту потребность. Следовательно, власть пытается идти дополнительными путями. Наверняка все слышали об игорном бизнесе, о табаке, об аграрных схемах и о рынке топлива, где власть активно сейчас работает для детенизации. Но, вероятно, и этого недостаточно. Поэтому налоги — один из них", — считает Шевчишин.
Еще одним фактором детенизации рынка и повышения поступлений аналитик видит экономическое бронирование.
"Население имеет на руках валюту в объеме 20–60 миллиардов долларов, которые также могут работать на экономику. При доходности валютного депозита 0,1–0,5% годовых нет смысла нести валюту в банк. Но, если поднять ставки (кредиты МВФ обслуживаются под 8%, американские госказначейские облигации — 4,5%), они могут потечь в банковский сектор и разместиться в валютные ОВГЗ", — пояснил специалист.
Автор: Дарья Денисова.
Автор: Дарья Денисова.