Китай наращивает экспорт в преддверии торговой войны с Западом

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Осознавая неизбежность торговой войны с Европой и США, Китай наращивает экспорт и готовится принять меры по стимулированию внутреннего рынка. Как сообщило центральное таможенное ведомство в Пекине, китайский экспорт в июне вырос на 8,6% в годовом выражении (в мае – на 7,6%), в то время как импорт снизился на 2,3%. Объем внешней торговли Китая в июне составил 516,6 миллиарда долларов, а торговый профицит приблизился к отметке в 100 миллиардов долларов. Аналитики объясняют резкий рост китайского экспорта прежде всего тем фактом, что КНР готовится к полномасштабной торговой войне с Западом. Именно поэтому на экспорт идут все складские запасы – прежде чем на них будут введены штрафные пошлины. Что касается снижения импорта, то это объясняется спадом потребительской активности в самом Китае на фоне обостряющихся экономических проблем.
Немецкие аналитики отмечают, что в то время, как китайский экспорт в Германию за последний год вырос на 8,5%, импорт немецких товаров в КНР упал на 14,2%. Глава немецкой торговой палаты в Китае Максимилиан Бутек заявил, что торговля Германии с Китаем находится в глубоком кризисе. Он призвал правительство КНР принять все меры, чтобы создать для немецкого бизнеса более благоприятные условия. В последнее время деловой климат между двумя странами испортился ввиду решения правительства ФРГ ограничить использование китайской техники в сетях скоростного интернета 5G. Берлин договорился с интернет-провайдерами, что они поэтапно откажутся от технологии китайских концернов Huaweiи ZTE. Китай подверг это решение резкой критике и обвинил ФРГ в дискриминации китайского бизнеса.
Уже сейчас Китай готовится к целой серии торговых ограничений со стороны зарубежных партнеров. Канада прорабатывает вопрос о пошлинах на китайские электромобили, Турция уже анонсировала аналогичные шаги. Индонезия – крупный производитель готового платья – планирует ввести таможенные пошлины на китайский текстиль. В этой связи необходимо упомянуть уже введенные торговые ограничения в США на солнечные батареи и электромобили из Китая. В начале этого месяца Евросоюз со своей стороны ввел как было заявлено "временные" штрафные пошлины на электромобили из Китая. Самые низкие пошлины ввели для концерна BYD (17,4%) самые высокие – для SAIC (38,1%). Пошлины начисляются с 5 июля, но полностью выплатить их Китай будет обязан осенью, если к тому времени сторонам не удастся уладить торговый спор.
Решение поднять пошлины было принято на основе проведенного Еврокомиссией расследования, которое установило факт масштабного государственного субсидирования всей производственной цепочки по выпуску электромобилей в Китае, что представляет непосредственную угрозу европейскому автопрому.
США действуют гораздо радикальнее: в мае они повысили импортные пошлины на все китайские электромобили с 25% сразу до 100%. В отличие от США Евросоюз предпочел поэтапный подход, потребовав предоставить "убедительные" данные о реальной себестоимости электромобилей.
Хотя регулярные поставки китайских электромобилей в Европу начались только в прошлом году, они быстро нарастают, для их транспортировки концерн BYD специально построил судно-автовоз и заказал еще семь аналогичных судов типа "ролкер". Более жестких защитных мер требуют французские, итальянские и испанские автопроизводители, особенно агрессивную позицию занял президент Франции Макрон. Однако против этих жестких ограничений выступает Германия, которая имеет широкий доступ на китайский авторынок и традиционно настроена против таможенных барьеров.
В ответ Пекин угрожает принять контрмеры и ввести штрафные пошлины на французский коньяк, европейскую свинину и на автомобили с объемом двигателя свыше 2,5 литров, что стало бы ударом по немецкому автопрому, особенно учитывая тот факт, что Китай для концернов Volkswagen, BMW и Mercedes Benz является главным рынком сбыта. Немецкие автогиганты имеют в Китае большую производственную базу, причем их партнерами по СП являются те же китайские автопроизводители, которые столкнулись в Евросоюзе с заградительными пошлинами.
Китай считается крупнейшим автомобильным рынком в мире, а для немецкого экспорта является третьим по значению после США и Великобритании. Штрафные меры ЕС могут ударить рикошетом и по немецкому автопрому, который наладил производство в Китае с прицелом не только на местный рынок, но и на экспорт. Немецкое объединение автопроизводителей VDAуказало на опасность того, что Китай в качестве ответной меры введет дополнительные пошлины на автомобили с объемом двигателя свыше 2,5 литра. Это станет сильным ударом по немецкому автопрому, поскольку треть его экспорта в Китай составляют именно автомобили этой категории. Институт мировой экономики в Киле подсчитал, что планируемые пошлины на электромобили из Китая могут оказаться весьма эффективными и снизят их импорт в Европу на 42%. Это позволит увеличить продажи электромобилей из стран Европы, США и Турции.
Традиционно экспорт считается главным драйвером китайской экономики. Его значение особенно велико сейчас, когда экономика КНР сталкивается со структурными проблемами. Руководство Китая поставило в этом году цель – добиться 5-процентного роста ВВП. В стране растет безработица, прежде всего молодежная. Продолжает надуваться пузырь в секторе недвижимости, который считается главным средством сбережения для китайцев. Одновременно снижается потребительская активность, люди все больше экономят деньги из-за нестабильной ситуации внутри страны. Это может негативно отразиться на планах китайского руководства по развитию внутреннего рынка в преддверии надвигающихся торговых войн.
Как сообщило агентство Bloomberg, в ожидании торговой войны с Европой Китай проведет антидемпинговое расследование в отношении свинины из Евросоюза. Крупнейшие европейские поставщики свинины будут обязаны предоставить Пекину полную информацию о ценах и объемах убоя. Китайские власти объясняют это решение принципом "око за око" после того, как Брюссель поднял пошлины на электрокары из КНР. Кроме того, Китай проводит антидемпинговое расследование в отношении бренди из стран Евросоюза, в первую очередь французского коньяка.
По прогнозам китайских аналитиков, торговая война между Китаем и ЕС может начаться уже в ноябре – после окончательного введения штрафных пошлин на китайские электромобили. Они отмечают, что европейцы практически переходят к санкциям, поскольку проигрывают честную рыночную конкуренцию. Решение о пошлинах должно быть принято квалифицированным большинством стран ЕС, что предполагает, как минимум, 15 стран Евросоюза с населением свыше 65% от общего числа жителей ЕС.
Обсудить
Рекомендуем