Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Техасская нефтесервисная компания SLB продолжает свою деятельность на территории России, пишет FT. Несмотря на официальные заявления о прекращении импорта, санкции и угрозу попасть в "черный список" Украины, SLB расширила свое присутствие в России после ухода основных конкурентов.
Техасская компания подписывает новые контракты и нанимает сотни сотрудников, несмотря на вооруженный конфликт на Украине.
Крупнейшая в мире компания по обслуживанию нефтяных месторождений расширяет свой бизнес в России после ухода с рынка ее основных западных конкурентов в связи с вооруженным конфликтом на Украине.
Техасская компания SLB, ранее известная как Schlumberger, в июле 2023 года публично пообещала прервать "поставки продукции и технологий в Россию" со своих зарубежных производственных предприятий и дистрибьюторских центров. Российская таможенная декларация подтверждает, что к началу сентября после введения запрета импорт действительно полностью прекратился.
Однако согласно тем же документам, компания все-таки продолжала импортировать товары из других источников, поставив в период с августа по декабрь 2023 года оборудования на сумму 17,5 миллионов долларов (последняя дата доступных записей). Из этой суммы товары на 2,2 миллиона были заявлены как изначально произведенные SLB или ее дочерними компаниями.
SLB отказалась от комментариев. Близкий к компании источник рассказал, что товары не являются "импортом с предприятий SLB" и, следовательно, "соответствует публичным заявлениям SLB и руководящим принципам международных санкций".
SLB сопротивляется требованиям со стороны правозащитных организаций и украинского правительства, утверждающим, что работа компании в этой стране приносит Кремлю миллиарды долларов нефтяных доходов и помогает вести военные действия. В прошлом году Национальное агентство Украины по предотвращению коррупции (НАПК) включило SLB в черный список "международных спонсоров войны", который стал частью глобальной кампании по разоблачению корпораций, ведущих бизнес с Москвой.
Два крупнейших американских конкурента SLB в секторе нефтяных услуг Baker Hughes и Halliburton ушли из России после начала конфликта на Украине. Обе компании продали свои российские предприятия местным управляющим в 2022 году, причем первая понесла убытки в связи с продажей в размере 365 миллионов долларов. Швейцарская компания ABB, осуществляющая поставки для энергетического сектора, также объявила о своем уходе из России в середине 2022 года.
Прекращение поставок нефти. История вокруг "Лукойла" запутывается, и что это значит для СловакииУ проблемы с поставками российской нефти в Словакию и Венгрию два уровня: экономический и политический, пишет Postoj. Братислава и Будапешт вступили в спор не только с Киевом, но и с Еврокомиссией. Между тем производство дизтоплива в Словакии оказалось под угрозой – и соседних стран это тоже коснется.
09.08.202400
Председатель совета директоров ABB Питер Возер (Peter Voser) отметил, что швейцарская компания потеряла "довольно крупную долю бизнеса", отказавшись принимать новые заказы из России и объявив о своем уходе. "Мы понимаем, что некоторые компании, возможно, не последует этому примеру, и, следовательно, у них может появиться конкурентное преимущество. Но я считаю, что это недальновидное решение, и на каком-то этапе они пострадают".
Baker Hughes и Halliburton от комментариев отказались.
В отличие от своих основных конкурентов SLB заявила, что не планирует покидать Россию. Однако в июле 2023 года компания сообщила, что "прекращает поставки продукции и технологий в Россию со всех предприятий SLB по всему миру".
После распада Советского Союза SLB организовала в России масштабную предпринимательскую деятельность. В прошлом году компания получила 5% от общего объема выручки в размере 33,1 миллиарда долларов, а ее штат сотрудников составлял около 9 000 человек. Согласно американским нормативным документам, на конец 2023 года стоимость ее чистых активов в стране составила 600 миллионов долларов.
Поставщики услуг в сфере нефтяной промышленности выполняют большую часть черновой работы для мировой нефтегазовой промышленности — от строительства дорог и прокладки труб до бурения скважин и добычи сырой нефти. Но они также предоставляют доступ к передовым технологиям, которые необходимы для проведения разведки и сложных буровых работ.
Западные политики избегают введения всеобъемлющих санкций в отношении нефтесервисных компаний в России, опасаясь, что это может ограничить экспорт ископаемого топлива и спровоцировать скачок мировых цен на нефть.
В мае представитель Госдепартамента США заявил, что SLB "пока что" не нарушала санкции и четко понимает, "где находятся границы".
Пресс-секретарь министерства финансов сказал: "Соединенные Штаты и противостоящая России международная коалиция по-прежнему полны решимости уменьшить прибыль [Владимира] Путина. В то же время, простое стремление остановить поток российской нефти будет иметь серьезные последствия для мировой экономики".
Некоторые товары, импортируемые SLB в Россию, вызывают обеспокоенность у других государств: июльские поставки оборудования на сумму 3,3 миллиона долларов относятся к категориям, которые могут входить в перечень запрещенных товаров для экспорта из ЕС в Россию. Самые дорогие товары в таких категориях — это электрические кабели и химикаты.
Однако такие товары поступают из стран, не применяющих меры контроля. Большая часть импорта SLB на сумму 13 миллионов долларов поступила из Китая, а потом еще на три миллиона долларов — из Индии. Самой дорогостоящей проданной деталью была "износостойкая немагнитная бурильная труба" стоимостью 1,3 миллиона долларов, которая была отправлена из Китая.
SLB поставляет оборудование некоторым крупнейшим нефтяным компаниям России, включая "Лукойл". В 2022 и 2023 годах она поставляла "Лукойлу" буровой инструмент и гидравлические пакеры.
Выручка основного дочернего предприятия SLB в России в 2023 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 527 миллионов рублей и составила 27,3 миллиарда рублей (307 миллионов долларов США). Об этом говорится в отчете дочернего предприятия, подготовленного по российским стандартам бухгалтерского учета.
Документы, полученные Global Witness и изученные редакцией Financial Times, показывают, что в декабре российское подразделение SLB подписало контракт с российским институтом нефти и газа ВНИГНИ, согласно которому оно обязано помогать институту в создании моделей месторождений нефти и газа, используемых при разработке проектов.
Financial Times нашла более 1 000 объявлений о приеме на работу, размещенных компанией с декабря. Она предлагает самые разные вакансии, от водителей до химиков и геологов. Компания также предлагает существенные социальные льготы, начиная с бесплатных обедов на работе и абонемента в спортивный зал и заканчивая приобретением акций со скидкой.
Поиски в российских базах показывают, что дочерние компании SLB в России зарегистрировали в июле два новых товарных знака.
"Политикам нужно решить — серьезно они настроены поддерживать Украину или нет?" — сказала старший исследователь Global Witness Лила Стэнли (Lela Stanley), которая в пятницу планирует опубликовать отчет по SLB. "Западные энергетические компании по-прежнему могут без ограничений помогать России добывать нефть и финансировать военные действия. Это полный провал".
По мнению отраслевых экспертов, технологии и опыт SLB играют важную роль, помогая российским операторам реализовывать нефтегазовые проекты с меньшими затратами и рисками.
"Кремль считает компании, которые остаются, лояльными. После окончания конфликта они смогут претендовать на медали в виде предпочтительного отношения", — сказал Крейг Кеннеди (Craig Kennedy), научный сотрудник Гарварда и бывший заместитель председателя Bank of America.
Авторы: Джейми Смит (Jamie Smyth), Анастасия Стогней (Anastasia Stognei), Крис Кук (Chris Cook).