Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Постоянные потери ВСУ ничему не учат их командиров, пишет "Фокус". Автор задается вопросом: как можно доверить жизни тем, кому в голову не приходит мысль о базовых мерах безопасности в военное время? Удар России по открыто размещенным боевикам стал логичным последствием халатности украинской верхушки.
Удары российской армии по скоплению солдат ВСУ в тылу становятся трагической реальностью. Гибель военных не расследуют, как было с попаданием ракеты по построению 128-й бригады в Запорожье. "Фокус" разбирался, что еще должно произойти, чтобы из ошибок сделали выводы.
В Полтаве утром 3 сентября произошел ракетный удар: две российские баллистические ракеты ОТРК "Искандер-М" попали по территории учебной части и соседней больницы. Частично разрушено здание Института связи, заявил Владимир Зеленский.
Зеленский подтвердил гибель 41 человека, еще 180 получили ранения. Спасатели продолжают работать на месте удара. Зеленский поручил провести полное и оперативное расследование всех обстоятельств произошедшего.
"Вовлечены все необходимые службы в спасательную операцию. Я благодарен каждому и каждой, кто с первых минут после попадания помогает людям, кто спасает жизнь", — добавил он.
Позже стало известно, что количество погибших увеличилось до 47, а раненых — до 206. Очевидцы рассказали "Фокусу" о двух сильных взрывах в Полтаве буквально через 20 секунд после сигнала воздушной тревоги.
"Очень много карет скорой помощи и пожарных машин. Раненых вывозили гражданские, так как не хватало машин. Медики просят кровь, пострадавших действительно много", — описывают свидетели происходящее.
Издание "Инсайдер" уточняет, что одна ракета прилетела по плацу, а вторая — по столовой. Погибших среди курсантов института нет, так как под контролем офицеров они спустились в укрытия. Пострадал мобилизованный личный состав и контрактники, которые были на курсах в колледже, уточняют журналисты.
Почему мобилизованных и контрактников не отправили в укрытия — неясно. В одном из курсантских Telegram-каналов объясняется разница между тем, как ходят в укрытие курсанты и все остальные.
"Курсанты — принудительно и под контролем офицеров, а все остальные — догадайтесь. ***** [Плевали] те контрактники и мобилизованные на укрытие. Вот и все. Нет предательства, не было там построения. Они просто находились в помещении колледжа и не успели выйти", — указывают в сообществе.
"Построение в 128-й бригаде не научило"
Перед официальным подтверждением сведений о попадании ракеты российские соцсети и группы, освещающие спецоперацию, публиковали видео и фото с места. В здании располагается учебно-тренировочный центр ВСУ, где обучались операторы дронов и систем РЭБ якобы "под руководством иностранных специалистов".
"Фокус" обращался за комментарием в Полтавскую Областную войсковую администрацию и Военный институт телекоммуникаций и информатизации с просьбой подтвердить указанные сведения, но не получил ответ.
Народный депутат Марьяна Безуглая пишет, что удар пришелся во время построения курсантов и сравнивает произошедшее с ракетным ударом во время построения бойцов 128-й отдельной горно-штурмовой бригады ВСУ в Запорожской области 4 ноября 2023 года.
"Полтава. Построение в 128-й бригаде ничему не научило, никто не наказан. Залужный, Сырский, Павлюк все тогда „решили“. Имеем повторение трагедий. Где предел?" — спрашивает депутат.
В комментарии "Фокусу" народный депутат добавила, в случае с 128-й бригадой не открыто ни одно уголовное производство. На полигонах также проводят построения и скопления войск. Россияне запускают БПЛА, они залетают и смотрят на все, что происходит, сообщила она.
Военный корреспондент Юрий Бутусов также пишет, что ни один руководитель не был наказан за удары по казармам ВСУ в Яворове, Николаеве и учебному центру "Десна". Все три случая обернулись массовыми потерями для ВСУ.
Военкор утверждает, что был на многих торжественных мероприятиях на фронте. Комбриги обычно собирают для награждения группы не более 30-40 человек в бункерах или в местах, где незаметны скопления.
"Был на собрании одного батальона, точку сбора узнал за 15 минут до начала в глухом лесу без свидетелей вокруг и с далеко рассредоточенным транспортом. Такие же элементарные меры безопасности можно и нужно применять везде, для этого не нужно какого-либо специального образования, это очевидно всем. Пока за пренебрежение мерами безопасности какой-то руководитель показательно не получит наказание, потерю звания и реальный тюремный срок за служебную халатность с тяжелыми последствиями, надеяться, что такие трагедии не повторятся, не приходится", — считает он.
"Прячьте военных": какие выводы можно сделать из удара по Полтаве
Очевидно, если попустительство продолжится далее, расследование "спустят на тормозах" и виновных не накажут, армия Украина будет обречена на большие потери личного состава, говорит "Фокусу" полковник запаса, экс-спикер Генерального штаба ВСУ Владислав Селезнев.
"Во всех предыдущих подобных трагедий выводов никто не сделал. Кого-то из военных руководителей наказали? Говорить о проведении построения и прилетах по зданию с мобилизованными наверно рано. Сперва стоит расследовать все обстоятельства события", — поясняет он "Фокусу".
Эксперт задает вопрос, почему в Полтаве до сих пор не нашли мест, где должны укрываться курсанты и мобилизованные. Селезнев привел в пример Харьков, где детей отправили учиться в метро из-за постоянных ракетно-бомбовых ударов.
"На что идет расчет, когда военных открыто размещают в известных учебных корпусах?" — спрашивает он.
Россияне перед нанесением удара провели разведку местности с использованием дронов. Возможно, помогли "агенты влияния", но это должны выяснить украинские контрразведчики.