Как "Кодак" изобрела "моментальный снимок"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Представленная в 1888 году фотокамера фирмы "Кодак" произвела эффект разорвавшейся бомбы. Благодаря камере "Кодак №1" фотография стала доступна каждому. Автор познавательного ролика на Youtube-канале Vox вспоминает историю изобретения первой "мыльницы".
В 1888 году компания "Истман Кодак" представила новую камеру и слоган: "Вы нажимаете кнопку, остальное — за нами!" Сказать, что это ознаменовало революцию в фотосъемке, значит не сказать ничего. Однако речь здесь идет не только о "Кодаке", но и о том, как технологии, которые когда-то были доступны лишь немногим, внезапно становятся доступными для всех.
Полную версию видео смотрите эксклюзивно в сообществе ИноСМИ ВКонтакте
Процесс создания фотографии, разработанный в середине 1800-х годов, требовал знаний в области химии, физики и математики. Профессия фотографа подразумевала работу со сложным оборудованием: большие, громоздкие камеры, напичканные стеклянными пластинами с покрытием из светочувствительных химикатов. Не говоря уже о сложном процессе проявки пленки в темной комнате после того, как фотография уже сделана. Фотографы открывали фотостудии и предлагали свои услуги состоятельным клиентам. Фотография считалась серьезным и редким событием.
Так продолжалось до момента дебюта фотокамеры "Кодак №1". Это было портативное устройство в форме коробки, в которую предварительно загружалась катушечная пленка. С одной такой катушки можно было получить до ста фотографий в форме круга. Фотографии были не такими качественными, в отличии от студийных, но все же это были настоящие фотографии, сделанные простыми людьми с минимальными знаниями в данной области, а то и вовсе без них.
Когда пленка заканчивалась, фотоаппарат отправляли компании "Кодак", а та, в свою очередь, присылала его обратно заправленным новой пленкой вместе с напечатанными фотографиями. Это было только начало. Люди смогли рассказывать истории с помощью фотографий. Они собирали их в альбомы, документируя путешествия и другие яркие события. Непринужденный характер этих фото стал возможен благодаря быстроте съемки с "Кодак", которая помогала запечатлевать естественные улыбки и непринужденность людей, столь редкие для портретов, делавшихся в формальной обстановке профессиональных студий. Фотографии с "Кодаков" стали известны как Snapshotили "моментальный снимок", хотя изначально этот термин использовался исключительно охотниками для обозначения "выстрела без прицеливания по быстродвижущейся цели".
Аппарат "Кодак №1" стоил $25, что в переводе на современные деньги составляет около $800. Фотография хоть и вышла в массы, но оставалась по-прежнему недоступным большинству увлечением.
Настоящий прорыв в области любительской фотографии произошел чуть более 10 лет спустя, когда компания представила свой "Брауни". Это была простая квадратная камера из картона, обернутая искусственной кожей. В 1900 году она стоила $1, то есть около $38 сегодня. И если первая модель предназначалась для представителей среднего класса, то "Брауни" — по крайней мере, поначалу — делали для детей. Пользователь собственноручно заправлял камеру пленкой, которая, согласно торговому проекту "Кодак" от февраля 1900 года, стоила по 15 центов за штуку и представляла собой картриджи из шести квадратных карточек. Но пользовались ими не только дети. Когда взрослые поняли, что дешевые детские "мыльницы" делают довольно приличные фото, то стали всюду брать с собой. И когда в 1901 году вышла обновленная модель "Брауни", эти портативные аппараты превратились в настоящий феномен. К концу 1905 года их было продано более 1,2 млн штук.
В начале 1900-х компания активно рекламировала свою продукцию, акцентируя внимание на важности сохранения ярких впечатлений. Теперь фотографии из отпуска могли позволить не только богачи, но и люди с небольшим достатком. На этом и строилась рекламная компания торговой марки в 20-м веке.
Компания доминировала на рынке проявки любительских фотопленок на протяжении более чем столетия. Но к середине 90-х ее японский конкурент Fujifilm начал отбирать у американского гиганта эту нишу, включая продажу дешевых одноразовых "мыльниц". Но в конечном счете не это положило конец превосходству "Кодак" в индустрии видео- и фотосъемки.
Реклама 2000 года: "Никон Кулпикс˗4300" с памятью 4 мегабайта. "Сони Сайбершот". Цифровые фотоаппараты "Кэннок Пауэршот".
К началу 2000-х цифровые камеры обогнали по популярности пленочные. Актуальность "Кодака" стала падать. Первый цифровой аппарат изобрел, кстати, инженер именно этой компании в 1975 году. Фирма, которая с самого начала занималась продажей и проявкой пленки, а не производством фотоаппаратов, попросту не успела с нововведениями. К моменту пика эры цифровой фотографии в 2010 году она сильно отстала от конкурентов. В 2012 году "Кодак" подала заявление о банкротстве, но позже снова появилась с предложением услуг цифровой печати вместо проявки пленок.
Разумеется, пленочная фотография никогда полностью не исчезнет, однако стоимость пленки, которая сейчас обслуживает нишевой рынок преданных любителей, продолжает расти. И теперь, когда дни расцвета бизнеса моментальных фотографий давно канули в Лету, фотографы-любители без доступа к темной комнате заказывают печать фото по почте, прямо как в старые добрые времена пленочных камер.
"Кодак" вряд ли когда-нибудь вернет себе статус отраслевого гиганта, но его наследие продолжает жить буквально в наших карманах. Идея о том, что для фотографирования необязательно быть профессионалом, возникла именно здесь в 1888 году. "Вы нажимаете кнопку, остальное — за нами!"
Обсудить
Рекомендуем