Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Значит, никакой больше высокой моды с Запада? Ничего страшного, говорят российские дизайнеры

CSMonitor: санкции Запада пошли российской моде только на пользу

© Pixabay Image by smidmarcela from PixabayОдежда в магазине
Одежда в магазине - ИноСМИ, 1920, 29.01.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Западные санкции должны были сокрушить российскую экономику, но вместо этого открыли бреши, которые заполнили местные изобретательные предприниматели, пишет CSM. Так произошло, к примеру, в сфере высокой моды: в России ушедшим западным брендам быстро нашли достойную замену.
Почти три года назад Россия ввела войска на Украину. Это вызвало бурю возмущения у мировой общественности, и большинство крупных модных брендов ушли с российского рынка.
Это открыло большие возможности для россиян — в частности, для модельера Ксении Князевой.
Целое десятилетие она прозябала в тени крупных брендов, и экономические санкции Запада против России, по идее, не должны были облегчить ее участь. Но Князева разработала собственную линию женской одежды, прокралась через международный лабиринт санкций, обзавелась необходимыми материалами, заключила сделки с фабриками по пошиву одежды в России, Китае и Турции, и, наконец, придумала, как творчески прорекламировать себя среди клиентуры.
Для чего мы написали эту статью
Западные санкции вводились для того, чтобы сокрушить российскую экономику. Но как минимум в некоторых отраслях российские предприниматели проявили изобретательность и заполнили бреши, оставленные ушедшими западными брендами.
За последние три года фирма Князевой пришла к беспрецедентному успеху. Дело в том, что российские женщины привыкли к одежде определенного стиля и теперь рассчитывают на местных предпринимателей, таких, как она. За это время она открыла уже четыре розничных магазина и вскоре перенесет штаб-квартиру своей компании в престижный офис в Москве.
На первый взгляд это покажется нелогичным. Но неутихающая буря санкций, обрушившихся на Россию с началом спецоперации на Украине, не только не смогла покарать Москву, но и, наоборот, стимулировала целые отрасли ее экономики — причем этот эффект наверняка сохранится еще долго даже после урегулирования украинского конфликта. Ответ кроется главным образом в реакции российских политиков и частных предпринимателей.
Первое, что сказала Князева журналисту, посетившему один из ее московских магазинов, это что она благодарна западным компаниям, которые пришли на российский рынок в 1990-х годах, за то, что своими идеями и опытом те преобразили прежнюю советскую культуру безразличия к моде, привили предпринимателям современные деловые порядки, установили стандарты качества и приучили российских потребителей.
“Я не желала такой ситуации, но я патриотка своей страны, — говорит она. — Когда все эти иностранные компании ушли, освободились ниши, прежде казавшиеся нам недостижимыми. Российские клиенты искали аналоги исчезнувшим товарам, и нашей задачей стало их предоставить”.
Дешево и без ГМО. Иностранцев порадовал ассортимент российского магазина
На что похож шопинг в небольшом российском городе?Австралиец и его жена-американка, переехавшие жить в Сибирь, отправились за покупками в типичный российский магазин. Своими впечатлениями они поделились в личном блоге на Youtube. Их поразило изобилие товаров, низкие цены и отсутствие ГМО.
Западные санкции или русская смекалка — кто кого?
Князева — мелкая сошка относительно более крупных российских компаний, устремившихся заполнить вакуум, оставленный гигантами вроде H&M, Adidas и Chanel. Но ее успех олицетворяет обширный процесс, который после первоначального шока и периода адаптации преобразовал развитую потребительскую экономику России: прежде в ней господствовали международные бренды, но теперь она во многом “русифицировалась”.
Модная одежда, ювелирные изделия и другие предметы роскоши значительно подорожали, однако состоятельным россиянам они по-прежнему по карману. Но клиентам с более ограниченным бюджетом исчезновение большинства привычных западных брендов, казалось, грозило возвращением к эпохе повального дефицита и некачественных товаров, которая еще жива в памяти россиян старше 40 лет. Однако политика российского правительства стабилизировала экономику, и образовавшуюся брешь поспешили заполнить предприниматели вроде той же Князевой.
Большинству относительно низкотехнологичных потребительских товаров российские предприятия на удивление ловко и быстро предложили альтернативы, перенастроив цепочки снабжения и запустив аналоги — пусть нередко и дороже. За три года конфликта это произошло в большинстве отраслей — от косметики, туалетных принадлежностей и продуктов питания до мебели, бытовой техники и программного обеспечения. Даже российские ноутбуки — и те, как сообщается, захватили 4% рынка, хотя господствует по-прежнему импорт из Китая.
В других же секторах экономики с заменой западного импорта возникли некоторые трудности. Российское правительство продвигает импортозамещение всеми доступными способами, в том числе через субсидии передовым центрам, чья задача — разработка альтернатив ключевым технологиям и комплектующим. Однако одно исследование показало, что таким образом российской промышленности пока удалось удовлетворить лишь четверть своих потребностей. В результате Москва продолжает получать необходимые инструменты окольными путями — через дорогостоящий “параллельный импорт”.
Но архитекторы западных санкций, похоже, сильно недооценили мощь и изобретательность российского рынка. Его действующие силы не только выстояли после внезапного ухода иностранных корпораций, но и извлекли из этого выгоду, отмечает экономист из МГУ Олег Буклемишев.
Россия давно сбросила оковы централизованного планового хозяйства времен СССР, и ее потребительская экономика десятилетиями развивалась на рыночных принципах. С 2014 года, когда конфликт с Западом начал казаться необратимым, Кремль работает над тем, чтобы обезопасить свою макроэкономику от санкций, — и весьма в этом преуспел.
Трудно сказать наверняка, насколько глубоко санкции повлияли на военную промышленность России — свою главную цель. Сказывается военная тайна и дезинформация. Однако Буклемишев отмечает, что военное производство в принципе не подчиняется обычным экономическим правилам. “Если что-то потребуется для армии, они найдут способ это купить или произвести самим, — говорит он. — Цена вопроса значения не имеет”.
Но в высокотехнологических отраслях гражданской экономики, таких как энергетический сектор, автомобилестроение и авиапром, где коммерческая жизнеспособность — непременное условие, замена ключевого западного импорта и опыта продвигается медленно, а образовавшиеся узкие места могут сохраняться годами. Так, российский автопром никак не масштабирует производство таких комплектующих, как подушки безопасности и тормоза с усилителями, из-за чего застрял в нижнем сегменте прибыльного автомобильного рынка. Сборочные заводы, освобожденные западными автопроизводителями, заняли китайские компании, и эти автомобили из более высокого сегмента можно увидеть на российских дорогах все чаще.
В ряде случаев российский бизнес оживился благодаря возможности скупить активы ушедших западных фирм по бросовым ценам. Эта неожиданная удача могла принести до 40 миллиардов долларов. Некоторые аналитики даже сравнили ее с массовой распродажей бывших государственных предприятий после распада СССР, благодаря которой в одночасье появился целый класс миллиардеров.
Президент Джо Байден и избранный президент Дональд Трамп перед началом президентской инаугурации в Ротонде Капитолия США в Вашингтоне, 20 января 2025 года. - ИноСМИ, 1920, 29.01.2025
"Прощальные" санкции Байдена против России — стратегическая катастрофаВ игре против России карты у Трампа слабы настолько, что Путин "может его унизить", пишет TNI. Санкциями от Москвы уже ничего не добиться: они ее только раззадорят. Тогда Кремль может вообще отказаться от дипломатии — вот до чего дошли американцы в своей "поддержке" Киева.
“Взгляните на меня”
Но ни на Князеву, ни на большинство новых российских модельеров такой золотой дождь пока не пролился.
“Я изучала западную высокую моду и мечтала создавать одежду такого уровня, доступную среднестатистической российской женщине, — говорит она. — Над этим я и тружусь до сих пор”.
Князева отмечает, что уход западных фирм изменил сам подход российских потребителей, которые прежде предпочитали зарубежную продукцию, считая ее более качественной.
“На моем канале YouTube полмиллиона подписчиков, и я получила немало гневных комментариев от людей, оскорбленных тем, что все эти компании просто взяли и ушли от нас. Даже если они вернутся завтра же, люди могут отвергнуть их продукцию”, — рассуждает она.
Отношение действительно круто поменялось — по крайней мере в сфере моды, соглашается Алена Долецкая, бывший редактор российского Vogue и один из ведущих авторитетов в этой области в стране.
“Взгляните хотя бы на меня, — говорит она. — Я люблю носить одежду российских дизайнеров — особенно тех, которые обеспечивают превосходное качество и стиль — в сочетании с зарубежной модой”.