https://inosmi.ru/20250129/moda-271647353.html
Модный, но не приговор: санкции сыграли на руку российским дизайнерам
Модный, но не приговор: санкции сыграли на руку российским дизайнерам
Модный, но не приговор: санкции сыграли на руку российским дизайнерам
Западные санкции должны были сокрушить российскую экономику, но вместо этого открыли бреши, которые заполнили местные изобретательные предприниматели, пишет... | 29.01.2025, ИноСМИ
2025-01-29T15:02
2025-01-29T15:02
2025-01-29T15:30
the christian science monitor
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0c/17/259152094_0:66:1920:1146_1920x0_80_0_0_201b342eee93cb218afe3c09c60a5c1c.jpg.webp
Почти три года назад Россия ввела войска на Украину. Это вызвало бурю возмущения у мировой общественности, и большинство крупных модных брендов ушли с российского рынка.Это открыло большие возможности для россиян — в частности, для модельера Ксении Князевой.Целое десятилетие она прозябала в тени крупных брендов, и экономические санкции Запада против России, по идее, не должны были облегчить ее участь. Но Князева разработала собственную линию женской одежды, прокралась через международный лабиринт санкций, обзавелась необходимыми материалами, заключила сделки с фабриками по пошиву одежды в России, Китае и Турции, и, наконец, придумала, как творчески прорекламировать себя среди клиентуры.Для чего мы написали эту статьюЗападные санкции вводились для того, чтобы сокрушить российскую экономику. Но как минимум в некоторых отраслях российские предприниматели проявили изобретательность и заполнили бреши, оставленные ушедшими западными брендами.За последние три года фирма Князевой пришла к беспрецедентному успеху. Дело в том, что российские женщины привыкли к одежде определенного стиля и теперь рассчитывают на местных предпринимателей, таких, как она. За это время она открыла уже четыре розничных магазина и вскоре перенесет штаб-квартиру своей компании в престижный офис в Москве.На первый взгляд это покажется нелогичным. Но неутихающая буря санкций, обрушившихся на Россию с началом спецоперации на Украине, не только не смогла покарать Москву, но и, наоборот, стимулировала целые отрасли ее экономики — причем этот эффект наверняка сохранится еще долго даже после урегулирования украинского конфликта. Ответ кроется главным образом в реакции российских политиков и частных предпринимателей.Первое, что сказала Князева журналисту, посетившему один из ее московских магазинов, это что она благодарна западным компаниям, которые пришли на российский рынок в 1990-х годах, за то, что своими идеями и опытом те преобразили прежнюю советскую культуру безразличия к моде, привили предпринимателям современные деловые порядки, установили стандарты качества и приучили российских потребителей.“Я не желала такой ситуации, но я патриотка своей страны, — говорит она. — Когда все эти иностранные компании ушли, освободились ниши, прежде казавшиеся нам недостижимыми. Российские клиенты искали аналоги исчезнувшим товарам, и нашей задачей стало их предоставить”.Западные санкции или русская смекалка — кто кого?Князева — мелкая сошка относительно более крупных российских компаний, устремившихся заполнить вакуум, оставленный гигантами вроде H&M, Adidas и Chanel. Но ее успех олицетворяет обширный процесс, который после первоначального шока и периода адаптации преобразовал развитую потребительскую экономику России: прежде в ней господствовали международные бренды, но теперь она во многом “русифицировалась”.Модная одежда, ювелирные изделия и другие предметы роскоши значительно подорожали, однако состоятельным россиянам они по-прежнему по карману. Но клиентам с более ограниченным бюджетом исчезновение большинства привычных западных брендов, казалось, грозило возвращением к эпохе повального дефицита и некачественных товаров, которая еще жива в памяти россиян старше 40 лет. Однако политика российского правительства стабилизировала экономику, и образовавшуюся брешь поспешили заполнить предприниматели вроде той же Князевой.Большинству относительно низкотехнологичных потребительских товаров российские предприятия на удивление ловко и быстро предложили альтернативы, перенастроив цепочки снабжения и запустив аналоги — пусть нередко и дороже. За три года конфликта это произошло в большинстве отраслей — от косметики, туалетных принадлежностей и продуктов питания до мебели, бытовой техники и программного обеспечения. Даже российские ноутбуки — и те, как сообщается, захватили 4% рынка, хотя господствует по-прежнему импорт из Китая.В других же секторах экономики с заменой западного импорта возникли некоторые трудности. Российское правительство продвигает импортозамещение всеми доступными способами, в том числе через субсидии передовым центрам, чья задача — разработка альтернатив ключевым технологиям и комплектующим. Однако одно исследование показало, что таким образом российской промышленности пока удалось удовлетворить лишь четверть своих потребностей. В результате Москва продолжает получать необходимые инструменты окольными путями — через дорогостоящий “параллельный импорт”.Но архитекторы западных санкций, похоже, сильно недооценили мощь и изобретательность российского рынка. Его действующие силы не только выстояли после внезапного ухода иностранных корпораций, но и извлекли из этого выгоду, отмечает экономист из МГУ Олег Буклемишев.Россия давно сбросила оковы централизованного планового хозяйства времен СССР, и ее потребительская экономика десятилетиями развивалась на рыночных принципах. С 2014 года, когда конфликт с Западом начал казаться необратимым, Кремль работает над тем, чтобы обезопасить свою макроэкономику от санкций, — и весьма в этом преуспел.Трудно сказать наверняка, насколько глубоко санкции повлияли на военную промышленность России — свою главную цель. Сказывается военная тайна и дезинформация. Однако Буклемишев отмечает, что военное производство в принципе не подчиняется обычным экономическим правилам. “Если что-то потребуется для армии, они найдут способ это купить или произвести самим, — говорит он. — Цена вопроса значения не имеет”.Но в высокотехнологических отраслях гражданской экономики, таких как энергетический сектор, автомобилестроение и авиапром, где коммерческая жизнеспособность — непременное условие, замена ключевого западного импорта и опыта продвигается медленно, а образовавшиеся узкие места могут сохраняться годами. Так, российский автопром никак не масштабирует производство таких комплектующих, как подушки безопасности и тормоза с усилителями, из-за чего застрял в нижнем сегменте прибыльного автомобильного рынка. Сборочные заводы, освобожденные западными автопроизводителями, заняли китайские компании, и эти автомобили из более высокого сегмента можно увидеть на российских дорогах все чаще.В ряде случаев российский бизнес оживился благодаря возможности скупить активы ушедших западных фирм по бросовым ценам. Эта неожиданная удача могла принести до 40 миллиардов долларов. Некоторые аналитики даже сравнили ее с массовой распродажей бывших государственных предприятий после распада СССР, благодаря которой в одночасье появился целый класс миллиардеров.“Взгляните на меня”Но ни на Князеву, ни на большинство новых российских модельеров такой золотой дождь пока не пролился.“Я изучала западную высокую моду и мечтала создавать одежду такого уровня, доступную среднестатистической российской женщине, — говорит она. — Над этим я и тружусь до сих пор”.Князева отмечает, что уход западных фирм изменил сам подход российских потребителей, которые прежде предпочитали зарубежную продукцию, считая ее более качественной.“На моем канале YouTube полмиллиона подписчиков, и я получила немало гневных комментариев от людей, оскорбленных тем, что все эти компании просто взяли и ушли от нас. Даже если они вернутся завтра же, люди могут отвергнуть их продукцию”, — рассуждает она.Отношение действительно круто поменялось — по крайней мере в сфере моды, соглашается Алена Долецкая, бывший редактор российского Vogue и один из ведущих авторитетов в этой области в стране.“Взгляните хотя бы на меня, — говорит она. — Я люблю носить одежду российских дизайнеров — особенно тех, которые обеспечивают превосходное качество и стиль — в сочетании с зарубежной модой”.
/20250129/rossiya-271646667.html
/20250129/bayden-271645883.html
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0c/17/259152094_213:0:1920:1280_1920x0_80_0_0_1f813fa0490d4a5c1eb20f85732c0f8a.jpg.webpИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the christian science monitor