Рубли и американские горки: как Москва склонила на свою сторону юг Молдавии

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Всего 5% избирателей в этническом тюркском регионе Гагаузии поддержали вступление в ЕС на воскресном референдуме, пишет FT. А за Санду в качестве президента проголосовали всего 2% избирателей. Автор решила обвинить во всем этом не саму Санду, а "руку Москвы".
Полина Иванова
В ветреный день в парке развлечений на юге Молдавии мать двоих детей пустилась в рассуждения вслух о том, кого из кандидатов следует поддержать во втором туре президентских выборов.
Татьяна Кывыржик заключила, что пусть за нее решает олигарх, построивший парк “Гагаузия Ленд”. “Он назовет правильного кандидата накануне вечером”, — сказала она.
Молдавская полиция обвинила олигарха Илана Шора в неправомочном влиянии, а также использовании огромных российских средств для обмана и подкупа избирателей в интересах Москвы.
Чиновники говорят, что эта подпольная сеть была задействована с большим успехом в воскресенье, когда исторический референдум о стремлении Молдавии к членству в ЕС дал неожиданный для президента Майи Санду результат.
Ее уверенность в том, что избиратели решительно поддержат вступление в ЕС и дальнейшее размежевание с Россией, не оправдалась. Вместо этого сторонники Евросоюза одержали верх со скромным перевесом всего в несколько тысяч голосов.
Пока бюллетени еще подсчитывались, Санду осудила “иностранные силы” и “преступные банды”, которые якобы истратили огромные суммы грязных денег в попытке украсть голоса избирателей — и чуть было в этом не преуспели. При этом ей не удалось в воскресенье с ходу обеспечить себе переизбрание на второй срок: второй тур президентских выборов назначен на 3 ноября.
Россия потратила сумму в 1% от молдавского ВВП на попытки повлиять на исход двойного голосования и, как ожидается, удвоит ставку в следующем году, когда в бывшей советской республике предстоят парламентские выборы, сказал один молдавский чиновник.
Дипломатическая служба ЕС в понедельник заявила, что “Россия и ее марионетки активно пытались подорвать демократический и избирательный процесс в Молдавии”, похвалив Кишинев за то, что ему удалось провести свободные и справедливые выборы “вопреки всему”.
Кремль какое-либо вмешательство отрицает и утверждает, что правительство Молдавии подавляет пророссийские взгляды.
Непосредственно перед голосованием начальник молдавской полиции напрямую обвинил Шора, который бежал из страны в 2019 году после приговора за крупное хищение, и с тех пор получил российское гражданство и проживает в Москве. Тот любые обвинения в подкупе избирателей отрицает.
В автономном регионе Гагаузия за ЕС проголосовали всего 5% — это меньше всего в стране. Кывыржик сказала, что репутация Шора ее не волнует. “Все воруют, — сказала она, — но некоторые воруют лучше”. По ее словам, Шор хотя бы вложился в строительство парка. “Зимой они собираются сделать каток”, — добавила она.
Гагаузия с населением около 150 000 человек уже давно живет наособицу от остальной страны. После распада Советского Союза она проголосовала за независимость, после чего согласилась на автономный статус в составе Молдавии.
Москва десятилетиями раздувает местные обиды, пытаясь превратить регион в рычаг влияния на Кишинев.
Она стремится извлечь выгоду из стремления гагаузов — тюркского этнического меньшинства — к особому пути, пользуясь тем, что многие из них русскоязычные и православные. Многие также смотрят российское государственное телевидение, не имея возможности следить за молдавскими каналами преимущественно на румынском.
В ее родном городе все говорят по-русски, сказала Кывыржик — “сказывается советское прошлое”. Она считает себя в первую очередь русской, затем гагаузкой — но не молдаванкой.
Но при этом Гагаузия долгое время пребывает в экономическом упадке, и критики действующего президента утверждают, что, повышенное внимание к роли России в голосовании умаляет законное разочарование четырьмя годами Санду у власти и грозит оттолкнуть людей от ее идей насчет ЕС.
“Евро, да какие еще евро? Здесь и молдавских леев-то нет, а евро и подавно”, — сказала женщина из гагаузского села Бешалма, проходя мимо сельской церкви.
В местной столице Комрате продавщица сладостей на местном рынке сказала, что тратит все заработанное — не остается ни гроша.
“Я не хочу в Европу, мы должны быть с Россией. С Россией действительно можно жить — и хорошо. А не вот так вот”, — сказала она, добавив, что смотрит в основном российское телевидение.
Кывыржик сказала, что, поскольку так много жителей Гагаузии еле сводят концы с концами, то неудивительно, что они готовы продавать свои голоса всякому, кто предложит наличные.
“Они платят по 200–400 леев [11–22 доллара], — сказала она. — Конечно, люди согласятся и отдадут свои голоса...”. “Здесь гораздо проще подкупать людей, чем в Кишиневе. Зарплаты такие низкие”, — добавила она, подчеркнув, что сама она домохозяйка, но согласилась бы работать даже за 280 долларов в месяц, если бы нашла где.
С тех пор, как Санду открыто заявила о стремлении порвать с Москвой вскоре после начала спецоперации на Украине и подала заявку на членство в ЕС, а Шор уехал в Россию в 2021 году, попытки Кремля упрочить присутствие в Гагаузии лишь усилились.
В прошлом году партия “Шор”, которая была объявленная вне закона после обвинений в получении незаконного финансирования от Кремля, поддержала неизвестного доселе кандидата Евгению Гуцул на пост башкана (губернатора) Гагаузии — и та выиграла.
Сам Шор какие-либо правонарушения отрицает.
Хотя полиция утверждает, что раскрыла предвыборную сеть для шантажа и подкупа избирателей, Гуцул сохранила свой пост и с тех пор посещала Россию, встречалась с президентом Владимиром Путиным.
“В Гагаузии, с ее автономией, у Шора больше пространства для маневра, — сказала советник Санду по внешней политике Ольга Рошка. — Они с Россией нажимают на исторические и культурные связи, а также эксплуатируют социально-экономические проблемы региона. В результате Гагаузия стала политической базой для дестабилизации Кишинева”.
На прошлой неделе ЕС ввел санкции против Гуцул и пяти других гагаузских политиков за пропаганду сепаратизма и угрозу независимости Молдавии.
“С осени 2021 года Шор объединил усилия с Россией, и Кремль начал спонсировать его деятельность здесь, — сказал глава аналитического центра WatchDog Валериу Паша. — Теперь он стал своего рода главным руководителем российского вмешательства в дела Молдавии”.
“Через свои структуры они спонсируют множество СМИ, лидеров общественного мнения и каналов дезинформации во всех социальных сетях, а также проплачивают рекламу на телевидении”, — сказал Паша, назвав выборы губернатора Гагаузии одним из ключевых этапов на пути к воскресным выборам.
В социальных сетях Шор открыто осуждал членство в ЕС и обещал молдавским пенсионерам ежемесячную премию, если те проголосуют против.
Новое политическое детище Шора под названием “Победа” щеголяет цветами и символикой в советском ключе — ею украшена в том числе штаб-квартира в Комрате, столице Гагаузии.
На президентских выборах Санду получила в Гагаузии всего 2%. Отсюда родом ее соперник в предстоящем втором туре — Александр Стояногло.
На рынке в Комрате бывшая одноклассница Стояногло сказала, что не сомневается, что регион поддержит “своего”, даже если геополитические взгляды Стояногло не так однозначны.
С одной стороны, его кандидатуру поддержала пророссийская Социалистическая партия, а Санду подчеркнула, что именно его “предпочел бы Кремль”. С другой стороны, он баллотируется как независимый кандидат и в принципе поддерживает интеграцию с ЕС.
Но бывшая одноклассница заметила, что это в принципе характерно для молдавского общества с его сложной траекторией развития между Востоком и Западом.
Ее дети работали в России, поэтому сама она предпочла бы более пророссийский курс. Однако у мужчины, который подвозит товары для ее прилавка, дети живут в США, поэтому он хочет быть ближе к Европе, сказала она. “В общем, каждому свое”, — подытожила она.
Обсудить
Рекомендуем