Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Очень скоро Украину ждет увеличение соотношения госдолга к ВВП до 100%, пишет "Газета по-украински". С таким долгом в ЕС не возьмут. Погасить его в условиях военных действий невозможно, так что расхлебывать придется будущим поколениям украинцев.
Руководство страны любит рассказывать, как это хорошо, что нам предоставили очередной заем. Да, в стране война, и понятно, что своими силами справиться было сложно. Однако кто и когда будет эти деньги отдавать?
МВФ подтверждает мой прогноз по уровню госдолга Украины. Напомню, я прогнозировал в ближайший год увеличение соотношения госдолга Украины к ВВП до уровня 100%. Тогда многие коллеги воспринимали это со скепсисом: мол нам дадут так много безвозвратных грантов и российских заблокированных активов, что уровень госдолга даже снизится.
Украина возобновила переговоры с держателями облигаций о реструктуризации долга в 20 миллиардов долларовУкраина начала с кредиторами новый раунд переговоров об отсрочке выплат, сообщает Bloomberg. Киев пытается не допустить дефолта — и идет на самые отчаянные шаги. Рада уже одобрила законопроект, который просто-напросто запрещает выплачивать внешний долг.
18.07.202400
Мечты, мечты, где ваша сладость... По итогам 2024 года нас ждет 95% госдолга к ВВП, а по итогам 2025-го – около 100%. Так прогнозирует МВФ и такой прогноз ранее давал и я. Еще большее значение имеет стоимость обслуживания госдолга к ВВП. Она увеличится до уровня более 5% ВВП, что сопоставимо с довоенными расходами на оборону.
Безопасный уровень госдолга для развивающейся страны, которая занимает в иностранной валюте – не более 60% ВВП. И данный индикатор заложен в Маастрихтские критерии членства в ЕС. То есть, с таким долгом в Евросоюз не возьмут. И, скорее всего, поставят условие: вечером деньги, утром – членство. А можно наоборот? Можно! Но деньги вперед.
Показатель в 60% госдолга к ВВП возник, напомню из формулы: дефицит бюджета / темп роста валового продукта, где темп роста = 5% в год, а дефицит бюджета = 3%. Нетрудно подсчитать, что во время военных действий при уровне дефицита бюджета в 20%, темп роста ВВП должен составить более 33% в год.
Что априори невозможно, так как придется рассчитать миксовый показатель ВВП, исходя из пропорции внутреннего и внешнего госдолга, в национальной валюте и в иностранной. Для первой части брать номинальный рост в гривне, для второй - рост номинала в долларовом эквиваленте. Но в любом случае, рост в 33% недостижим.
Можно за счет инфляции и роста номинала ВВП в гривне (увеличение дефлятора) погасить внутренний долг в национальной валюте, но это вызовет девальвацию гривны и сложность с погашением валютного долга (более 60% в общей структуре).
А можно снизить инфляцию и за счет стабильности курса и роста валютного эквивалента погасить внешний долг в долларе и евро, но замедление дефлятора приведет к сложностям погашения внутреннего госдолга в гривне, а там просто космические ставки обслуживания (16-17% по новому долгу). То есть, в условиях военных действий госдолг погасить НЕВОЗМОЖНО.
И у нас был только один шанс снизить его до безопасной величины в 60% от ВВП. Это провести качественную реструктуризацию госдолга и списание 50% его величины. Опираясь на факт геополитического форс-мажора. Но этот уникальный исторический шанс возможностей был бездарно израсходован Минфином, который провел реструктуризацию долга, решающую лишь текущую долговую проблематику. Но не решающую стратегическую цель страны по снятию долговой удавки с будущих поколений украинцев. А им и так придется не сладко...