Индия больше ни с кем не состоит в браке. Во внешней политике она объединяет усилия с врагами своих друзей

The Print: Индия лавирует между альянсами, следуя собственным интересам

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Индия больше не выбирает чью-то сторону, она балансирует между противостоящими друг другу альянсами, пишет The Print. В экономическом плане она сближается с США, а в военном — с Россией. Во главу угла Индия ставит собственные интересы, а не чужую идеологию. Так, она покупает российскую нефть, несмотря на мощное давление Запада.
Несколько лет назад один министр иностранных дел сказал мне, что сейчас уже нет католических браков между странами, поскольку мир стал более прагматичным. Он прав. Индия больше ни с кем не состоит в браке, не выбирает чью-то сторону. Она выбирает себя.
Когда мы увидели, как Моди обнимается с Байденом, а вскоре после этого с Путиным, стало понятно: суровая реальность противоположностей нашла новую норму. Индия решила дружить с врагами своих друзей. Расширение состава БРИКС демонстрирует, что мировому лидерству США брошен вызов, поскольку неподвластные Америке мощные блоки становятся все сильнее, и иногда с необычайной быстротой разрешают свои застарелые проблемы. Примером тому могут послужить Индия и Китай, которые после военного противостояния в 2020 году возобновили патрулирование вдоль Линии фактического контроля, сделав это накануне саммита БРИКС, открывшегося в российском городе Казани.
В нашем поляризованном мире, где противоположные стороны закрепляются на своих позициях и усиливают альянсы, Индия находится в завидном, но также беспрецедентном положении. Впервые с тех пор, как в 1989 году пала Берлинская стена, мы возвращаемся в мир двух блоков, как это было в прошлом веке, когда существовали НАТО и Организация Варшавского договора. Но может ли Индия одновременно быть частью двух соперничающих между собой альянсов?
Если послушать министра иностранных дел Субраманьяма Джайшанкара, мы услышим решительное "да". Как он выразился, "Индия может делать несколько дел одновременно". Сегодня, когда Джайшанкар входит в зал для переговоров, видно, с каким пиететом к нему относятся. Налицо расслабленная легкость министра, хорошо отрепетированный сценарий и бойкие пассивно-агрессивные ответы на самые неудобные вопросы.
Такой кураж был весьма заметен, когда Джайшанкар выступал в Нью-Йорке в Азиатском обществе, и когда Индия в прошлом месяце придерживалась своей собственной повестки во время 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Достаточно вспомнить, как премьер-министр Нарендра Моди разговаривал с представителями индийской диаспоры на Лонг-Айленде, какая дружелюбная атмосфера царит среди членов Четырехстороннего диалога по безопасности, и насколько уверенно ведет себя Индия в ООН. И это удается ей без особых усилий.
Когда я в предыдущие годы освещала индийские брифинги по международным вопросам в Вашингтоне, обстановка была совсем другая. В поведении индийской бюрократии преобладала исключительная серьезность, подкреплявшаяся раздачей сухих информационных материалов и чрезмерно ревностными, можно даже сказать угодливыми намеками на то, как замечательно к Индии относится Америка. На смену этому пришла уверенность, в основе которой сила, а также внезапное повышение самооценки.
Такую новообретенную уверенность объясняют множеством причин. Самая очевидная — это темпы экономического роста Индии и ее потребительские возможности. Но такая ситуация существовала и несколько лет тому назад. Так что же изменилось на самом деле?
"Не ставьте против Америки"
Когда-то Уоррен Баффет произнес свою знаменитую фразу: "Никогда не ставьте против Америки".
Если посмотреть на последние 75 лет, станет ясно, что существует один важный фактор, который определяет глобальный геополитический порядок и судьбы наций. Страны, поддерживавшие США и выступавшие против их основного врага, получили огромные экономические и геополитические выгоды.
В эпоху после Второй мировой войны у США всегда был сильный враг, против которого они сплачивали мировое сообщество и применяли свое международное влияние. В 1940-е годы это были нацисты, с 1950-х до 1980-х годов Советы, а в 2000-х годах джихадисты. Страны, помогавшие США в борьбе с этими силами, от Западной Европы до Пакистана, в этот период получали колоссальные преимущества и выгоды.
Но ни разу за все это время Индия не вступала в игру. Америка выбирает себе врага на довольно длительный период. Сейчас она выбрала Китай. В этом противостоянии конфронтация и капитуляция в равной степени невозможны. И США активно обхаживают Индию, пытаясь привлечь ее на свою сторону. Наконец-то, впервые в современную эпоху Индия встала на правильную сторону в этом геополитическом противостоянии.
Четыре важных решения Индии
Независимая внешняя политика Индии тоже ей во благо, по крайней мере, сейчас.
С момента обретения независимости значимость Индии на мировой арене определялась тремя судьбоносными решениями. Кто-то может посчитать их правильными, а кто-то неверными, в зависимости от занимаемых политических позиций. Тем не менее, это были поворотные решения. Во-первых, Джавахарлала Неру очаровал фабианский социализм, что привело к сближению с Советами и к созданию Движения неприсоединения. Во-вторых, Индира Ганди победила в психологической дуэли с госсекретарем Генри Киссинджером и с американским президентом Ричардом Никсоном и пошла ва-банк в 1971 году во время войны с Бангладеш. В-третьих, премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи проигнорировал западные санкции и дал добро на проведение ядерных испытаний.
Теперь мы видим четвертое решение. Моди решил покупать российскую нефть вопреки мощному давлению Запада, который хочет быстрого прекращения вооруженного конфликта на Украине. Время покажет, на пользу ли Индии такой выбор, когда идеологии другой страны она предпочла собственные материальные интересы. Но пока у нее все получается.
Как меняются экономические и стратегические союзы в многополярном миреСуществующий миропорядок ждет встряска, и бывшие враги могут стать союзниками, сообщает Bloomberg. Индия и Китай работают над экономическим сотрудничеством, несмотря на пограничный спор. А Япония и Южная Корея тоже могут пересмотреть отношение к Пекину.
Как долго Индия сможет балансировать?
В экономическом плане Индия сближается с США, а в военном с Россией. Но в политическом отношении она балансирует на канате. Индия проводит свою внешнюю политику так, будто играет в покер. Многие скажут, что играет она хорошо. Но рано или поздно ей придется раскрыть свои карты.
Если в США случится долговой кризис, на что надеется Си Цзиньпин, рынки ценных бумаг надавят на правительство, и эпоха долларового господства подойдет к концу. Решится ли Индия принять альтернативную валюту, которую предлагает БРИКС?
С другой стороны, если Китай возьмет в кольцо Тайвань и задушит мировую технологическую пищевую цепочку, какую роль будет играть Индия в спасательной операции Четырехстороннего диалога по безопасности?
Как долго сможет Индия сохранить своих многочисленных друзей, несмотря на идеологические расхождения в этом новом мире, где нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов? То, кого Индия будет выбирать в критические моменты, в большей степени продемонстрирует ее истинные чувства, чем членство в блоках. А если Индии удастся остаться нейтральной, она добьется того, чего не смогла сделать ни одна страна в эпоху после Второй мировой войны.
Автор статьи: Намрата Брар (Namrata Brar)
Обсудить
Рекомендуем