Трамп и Украина: чего хочет Россия и что он мог бы сделать

AT: Трамп может пойти на поэтапную сделку с Путиным по Украине

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Трамп понимает, что ему придется считаться с требованиями Москвы, пишет АТ. Но их может оказаться слишком много для одного соглашения, поэтому по-настоящему успешная договоренность по Украине будет достигнута поэтапно. А Европе лучше не вмешиваться.
Стивен Брайен (Stephen Bryen)
Уже посыпались досужие размышления о том, что предстоит сделать будущей администрации Трампа внутри страны и какой политический подход ей лучше занять на мировой арене. Ряд политиков, метящих в новую администрацию, высказались о том, что следует предпринять избранному президенту Трампу по украинскому вопросу.
В ходе кампании Трамп обещал безотлагательно прекратить конфликт на Украине, как только вступит в должность. Он намекнул, что добьется этого через переговоры с президентом России Путиным и президентом Украины Зеленским. В остальном же нас ждет игра в угадайку.
Соискатели должностей в будущей администрации сорят противоречивыми идеями. Одни хотят соглашения о прекращении огня. Другие рассуждают о санитарном кордоне, обеспечивать который предстоит европейцам. Третьи признают, что придется так или иначе “вознаградить” Россию и позволить ей удержать захваченную территорию. А некоторые утверждают, что в рамках сделки придется отложить принятие Украины в НАТО на определенный период времени — возможно, на 20 лет.
Может показаться, что никто не имеет ни малейшего представления о том, чего хотят русские.
Трамп — ловкий переговорщик. Он стремится разузнать, чего хочет противник, и пытается отыскать способы либо угодить ему, либо надавить на него.
Россия довольно ясно дала понять кое-что из того, что она хочет, но не все.
Далее следует мое понимание целей России на Украине. Из этого не следует, что я с ними согласен и одобряю. Не следует из этого и того, что все они одинаково важны для руководства страны.
Россия будет настаивать на сохранении аннексированных территорий. Предложенные решения — прекращение огня, буферная зона или некая заморозка в том или ином виде — лидеров России не удовлетворят. Москва потребует официального признания своих предыдущих завоеваний и попытается установить для них четкие границы. Это означает, что любые переговоры о захваченных территориях — главным образом вопрос картографии.
Важно отметить, что об аннексированных территориях помимо собственно Украины должны договариваться и ее сторонники в НАТО. Маловероятно, что Россия пойдет на сделку с одним лишь правительством Украины, ведь власть может меняться.
По вопросу территории есть некоторое — пусть и небольшое — пространство для маневра: например, касаемо транзита людей и товаров, распределения электроэнергии и работе нефте- и газопроводов.
Еще один вытекающий из этого вопрос — воссоединение семей и различные претензии (и встречные иски) по уничтоженному имуществу, которые предстоит урегулировать.
Россия также захочет гарантий для русского языка и культуры, включая защиту Русской православной церкви, которая подвергаются нападкам со стороны Украины. Россия даже утверждает, что начала боевые действия, чтобы защитить русских людей, живущих на Украине. Учитывая важную роль православной церкви в России и ее влияние на Путина и других, российский лидер не сможет принять сделку, которая оставит русскоязычных без должной защиты от дискриминации на официальном уровне, а церковные храмы — оккупированными врагом.
Ранее украинская служба безопасности провела обыски в Киево-Печерской лавре. Власти утверждают, что их цель — не допустить использования монастыря для подрывной деятельности, но идея сводится к тому, чтобы извести Русскую православную церковь на Украине.
На правительственном уровне Россия захочет более дружественного руководства в Киеве. Одна из причин конфликта — это превращение скорее пророссийкого правительства в Киеве в открыто враждебное, а также замена торговых и оборонных связей с Россией новыми соглашениями с ЕС и НАТО.
Сомнительно, что Россия согласится на членство Украины в ЕС, и Москва, безусловно, потребует, чтобы НАТО убралась из страны восвояси. Россия потребует масштабной демилитаризации Украины — вероятно, установив ограничения на тяжелые вооружения, такие как танки, боевые машины пехоты, артиллерию и беспилотники (их русские могут потребовать удалить полностью). Кроме того, она может ограничить и численность средств ПВО Украины — или же разрешить лишь покрытие определенных территорий.
Россия воспротивится любым поставкам оружия на Украину и “попросит” оттуда всех советников, наемников и подрядчиков.
За пределами самой Украины Россия потребует снять все санкции. Взамен Россия будет способствовать украинской торговле и предпринимательству.
Кроме того, есть вопросы о будущем Черного моря, которые могут стать темой для обсуждения, а также о дальнобойном оружии в некоторых странах НАТО и самой России. Большая проблема — снижение ядерного порога. Удастся ли это обсудить в связи с переговорами по Украине, неясно.
Россия, разумеется, потребует возобновления экономического сотрудничества и общей нормализации отношений.
С этими российскими “хотениями” Трампу придется считаться. В совокупности это может оказаться слишком много для одной сделки, и Трампу следует ждать ожидать серьезного сопротивления со стороны правительства Зеленского. Поэтому по-настоящему успешная договоренность, скорее всего, будет достигнута поэтапно.
Для Европы главное — снизить потенциальную угрозу, которую, по их мнению (да и американцев тоже), представляет Россия. Европа опасается, что Россия — с ее большой и закаленной в боях армией — позарится на страны Прибалтики или проявит агрессию против Польши или Румынии.
Стремление Европы укрепить свои оборонные возможности — это долгосрочный процесс, и нет никаких гарантий, что он увенчается успехом. Как доказывает крах немецкой коалиции, некоторым европейским странам остро не хватает ресурсов даже на собственную оборону — не говоря уже о финансировании армии и правительства Украины.
Поэтому Европе было бы лучше вернуться к некоему сосуществованию с Россией, которое бы сопровождалось гарантиями невмешательства.
Доселе цели США в этой опосредованной войне были весьма односторонними: Россия должна уйти с Украины. Позиция Трампа будет иной: он прекрасно отдает себе отчет в том, насколько это опрометчиво, — особенно когда русские выигрывают.
Но Трамп умеет подсластить пилюлю, и русские готовы его слушать (до какого-то момента), так что, возможно, он и выработает договоренность, которая приведет к окончанию конфликта.
Одна из настоящих целей США, которую американское руководство доселе не преследовало, хотя и следовало бы, — это значительное сокращение обязательств Америки в НАТО. Альянс последовательно расширяется уже некоторое время, и именно это расширение чревато войной с Россией. Трамп вполне может пойти на уступки русским по НАТО в обмен на более щадящие требования по Украине.
Стивен Брайен — старший корреспондент Asia Times. Бывший директор ближневосточного подкомитета сенатского комитета по международным отношениям и помощник министра обороны по политическим вопросам
Обсудить
Рекомендуем