Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Союзники поставили Украине сотни систем ПВО, но Украина все равно не в силах защитить свое воздушное пространство, пишет Forbes. Удар по авиабазе Авиаторское под Днепропетровском в минувшую пятницу оказался пугающе похож на череду атак по базам ВСУ минувшим летом.
За три тревожных дня этим летом российские ракеты сильно обескровили потрепанные украинские ВВС, уничтожив минимум три драгоценных истребителя дерзкими ударами в тыл.
Спустя несколько месяцев это повторилось.
В пятницу или чуть раньше российский разведывательный беспилотник беспрепятственно пролетел над авиабазой Авиаторское недалеко от города Днепр (Днепропетровск), в 80 километрах от линии фронта на востоке Украины. Сам Днепр стал целью недавнего удара российской экспериментальной баллистической ракетой “Орешник”.
Беспилотник засек укрытие, где находился истребитель МиГ-29 ВВС Украины. Через несколько минут прилетела баллистическая ракета “Искандер”, взорвавшись прямо над ним и, вероятно, уничтожив самолет.
Удар зловещим образом напомнил атаки минувшего лета. 1 июля российский беспилотник засек среди бела дня шесть истребителей Су-27 ВВС Украины на взлетно-посадочной полосе на авиабазе Миргород на севере страны в 160 километрах от границы с Россией.
Удар “Искандера” уничтожил два сверхзвуковых истребителя.
На следующий день ситуация повторилась. Российский беспилотник кружил над авиабазой в Полтаве, к востоку от Миргорода и также в 160 километрах от границы. После нескольких часов наблюдения снова ударил “Искандер, повредив или даже уничтожив армейский вертолет Ми-24 ВСУ.
3 июля русские ударили по авиабазе Долгинцево под Кривым Рогом, всего в 70 километрах от линии фронта на юге Украины. Беспилотник изучил базу, и вскоре на нее обрушилось три “Искандера”.
Видеотрансляция с беспилотника подтвердила уничтожение двух целей: одной оказалась “обманка” — нелетающий штурмовик Су-25, но другой — действующий МиГ-29.
Мы можем предположить, что Су-25 был лишь приманкой, поскольку его профиль соответствовал аналогичному самолету, который русские уничтожили в Долгинцево еще в ноябре 2023 года вместе с двумя МиГ-29 и одним действующим Су-25.
Таким образом с осени 2023 года российские удары по украинским аэродромам вывели из строя минимум два Су-27, четыре МиГ-29, Су-25 и, возможно, Ми-24. Это крайне болезненные потери для армии, которая насчитывает менее 100 действующих боевых самолетов и всего порядка 50 боевых вертолетов.
Атаки “Искандеров” возможны лишь из-за “непрерывной и плотной слежки”, как выразился аналитик Королевского института объединенных оборонных исследований в Лондоне Джек Уотлинг, в результате которой Россия получает координаты для наведения ракет.
Даже приобретя от союзников сотни систем ПВО, Украина все еще не в силах полностью защитить свое воздушное пространство— по крайней мере, этого недостаточно, чтобы пресечь ракетные удары по авиабазам и размещенным там боевым самолетам.
Это плохие новости для украинских ВВС, поскольку в их потрепанных истребительных бригадах каждый самолет на счету. Если смотреть на вещи трезво, то источников запасных МиГ-29 и Су-25 больше нет: ближайшие союзники Украины уже отдали все бывшие советские самолеты, которые могли. Ни у одной из стран-союзников нет Су-27.
Единственным ресурсом относительно свежих МиГов и Су-25 может стать сама Украина — самолеты могут поступить из огромных запасов, оставленных советскими ВВС в 1991 году. Сколько из них удастся восстановить после десятилетий консервации — вопрос открытый и актуальный.
Украина постепенно получает около 85 европейских F-16 производства Lockheed Martin, а также около дюжины французских Mirage 2000 производства Dassault. Почти сотня подаренных истребителей в итоге составят ядро восстановленных украинских ВВС. Но на доставку всех самолетов может уйти год или даже больше.
И если Украина не сможет значительно улучшить свою противовоздушную оборону, то вновь прибывшие самолеты окажутся столь же уязвимы, как МиГи и “Сушки”, которые продолжают уничтожать российские ракеты.