Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Бывший посол Украины в Германии Андрей Мельник, известный своим хамским отношением к немецким властям, дал интервью изданию Berliner Morgenpost. Дипломат считает, что новые власти ФРГ должны будут пересмотреть решение Шольца о постепенном сокращении финансовой помощи Киеву.
Михаэль Бакфиш
Берлин. Посол Украины в ООН Андрей Мельник призывает к созданию европейской оборонной программы — и рассчитывает на кандидатуру канцлера Мерца.
Он был одним из тех, кто неустанно призывал к увеличению и ускорению поставок оружия на Украину. Андрей Мельник был послом подвергшейся нападению страны в Германии с 2015 по 2022 год, а затем стал заместителем министра иностранных дел, а впоследствии послом Украины в Бразилии. Теперь 49-летний специалист должен стать послом в ООН. Мы связались с ним по видеосвязи в столице Бразилии незадолго до его поездки в Киев. О том, какую огромную сумму он требует от стран ЕС на расходы по обеспечению безопасности, и почему он считает "Зеленых" с Робертом Хабеком "идеальным партнером" для "будущего канцлера" Фридриха Мерца.
MORGENPOST: Господин посол, ваше рабочее место скоро будет в Нью-Йорке. Боитесь ли вы Дональда Трампа?
Андрей Мельник: Совсем наоборот. Я с нетерпением жду возможности тесно взаимодействовать с Элиз Штефаник, которую Дональд Трамп выдвинул на пост посла США в ООН. Госпожа Штефаник является очень влиятельным членом Палаты представителей и напрямую связана с президентом Трампом.
Трамп намерен резко сократить военную поддержку Украины, если не свести ее к нулю. Не боитесь ли вы, что таким образом Украина потерпит поражение в борьбе с Россией?
— Я не верю в этот мрачный сценарий. Однако для меня особенно важно, чтобы европейцы заняли центральное место. Я бы хотел, чтобы будущий канцлер Германии Фридрих Мерц — согласно текущим опросам, именно он станет канцлером — и другие главы европейских государств и правительств прямо сейчас, в разгар избирательной кампании, дали понять: безопасность Европы также находится под серьезной угрозой из-за военных действий с Россией. Именно поэтому Германия и ЕС окажут Украине гораздо большую поддержку в виде поставок оружия независимо от того, что решат американцы.
То есть вы требуете значительно больше средств?
— Будущий канцлер должен реализовать крупный совместный проект по вооружению в рамках "Европейской оборонной программы 2035″ с объемом в четыре процента валового внутреннего продукта, то есть 680 миллиардов евро в год. Министр обороны России заявил, что Москва готова к военным действиям с НАТО в течение десяти лет. В Берлине должны серьезно отнестись к этой военной угрозе.
Могут ли европейцы компенсировать потерю американской военной помощи Украине?
— О да, ЕС с его экономическим объемом в 17,1 триллиона евро вполне способен это компенсировать. Европейцам нужно гораздо больше заботиться о собственной безопасности. Трамп прав, требуя, чтобы страны НАТО тратили на свою оборону до пяти процентов своего экономического производства. Таким образом, четыре процента — это огромный шаг вперед по сравнению с сегодняшним днем.
Видите ли вы больше возможностей для этого при канцлере Фридрихе Мерце, чем при канцлере Олафе Шольце?
— Лично я считаю, что Фридрих Мерц, которого я хорошо знаю, способен совершить этот великий подвиг. Вопрос в том, позволит ли это сделать партнер по коалиции, с которым он будет осуществлять государственное управление. Если это будет "большая коалиция", то я опасаюсь, что "партия мира" СДПГ заблокирует эту помощь. Именно поэтому "Зеленые" с Робертом Хабеком были бы, на мой взгляд, идеальным партнером. Я бы хотел, чтобы глава ХДС начал активную кампанию за реализацию амбициозной программы европейской обороны и за поставку крылатых ракет Taurus, не связывая это с одобрением возможного партнера по коалиции. Будущий канцлер должен позиционировать себя более четко.
Если же Украине в обозримом будущем не удастся стать членом НАТО. Какие гарантии безопасности вы требуете и от кого?
— Ясно одно: членство в НАТО остается на повестке дня для Украины. Тем не менее, вопрос гарантий безопасности имеет для нас центральное значение в качестве промежуточного решения. Однако они должны выходить за рамки чисто политических обещаний, таких как Будапештский меморандум 1994 года. Нашим партнерам придется тщательно расписать все военные средства, которые они будут использовать для защиты Украины в случае нового нападения на нее со стороны России.
Что конкретно означают гарантии безопасности: это двусторонний договор между Киевом и такими странами, как Германия или Франция? Или это многостороннее соглашение с европейскими партнерами по НАТО?
— Возможны как двусторонние, так и многосторонние соглашения. Нам нужны международные обязательства по обороне со стороны наших западных союзников в случае, если Украине снова будет угрожать или нападать Россия. Они также могли бы стать частью возможного крупного мирного договора с Россией.
Ваш преемник на посту посла в Германии, Алексей Макеев, должен быть заменен. По информации украинских СМИ, причиной смены стала ваша резкая критика в адрес Макеева. Это правда?
— Я отвергаю эти спекуляции. Я придерживаюсь фактической критики, которую я озвучивал в прошлом. Но я никогда не участвовал в принятии решения о ротации посла. Я никогда не обсуждал своего преемника в Германии ни с президентом, ни со старым или новым министром иностранных дел. Никто не обращался ко мне за советом по этому вопросу. Поэтому мне было горько слышать, что меня обвиняют в заговоре против Макеева. Это чистая теория заговора.
Германия сейчас занимает второе место после США по поддержке Украины. Канцлер Шольц взял себя в руки?
— Германия сделала огромный скачок по сравнению с началом военных действий. Общий объем помощи составляет значительную сумму в миллиардах. На Украине немцам выражают бесконечную благодарность. Однако нужно четко различать: что было предоставлено, что было обещано в виде поставок оружия? И какая помощь была оказана беженцам? Несмотря на все похвалы в адрес немецкого правительства, главный вопрос заключается в следующем: достаточно ли этой помощи, чтобы остановить русских и вытеснить их? К сожалению, ответ отрицательный.
Где, на ваш взгляд, необходимо наверстать упущенное?
— Поставка крылатых ракет Taurus остается на повестке дня, хотя этот вид оружия не сможет "переломить ход игры". Все гораздо серьезнее: в 2025 году германская помощь оружием из бюджетных средств сократится вдвое — с восьми до четырех миллиардов евро. Но и после этого военная поддержка Берлина продолжит сокращаться. На 2028 год бюджетное планирование предусматривает только 500 миллионов евро. Это откровенно противоречит самохвальству канцлера. Поэтому данное решение должно быть отменено.
23 февраля в Германии пройдут выборы нового парламента. Чего вы ожидаете от нового федерального правительства?
— Я ожидаю, что новое федеральное правительство внесет военную помощь Украине в коалиционное соглашение на стабильной основе. Будущая коалиция должна заложить в бюджет на ближайшие четыре года не менее 80 миллиардов евро в качестве помощи Украине, то есть по 20 миллиардов евро в год. Это было бы выгодным вложением в безопасность Германии. Кроме того, это стало бы сигналом силы для Трампа, европейцев и, прежде всего, для Путина.