Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ценности, которыми Индия руководствуется во внешней политике, подталкивают ее к тому, чтобы быть "лучшим другом" России, пишет The National Interest. Страна, подчеркивающая свою независимость и нежелание вмешиваться в дела других, не готова идти на поводу у Запада и действовать себе в ущерб.
Рэймонд Викери (Raymond Vickery)
Соединенные Штаты пока еще в состоянии помешать развитию российско-индийских отношений.
Владимир Путин 4 декабря прибудет в Нью-Дели с двухдневным визитом и проведет переговоры в рамках 23-го ежегодного саммита Россия — Индия. Премьер-министр Нарендра Моди заключит его в медвежьи объятия, назовет Россию "лучшим другом" или наградит ее какими-то аналогичными эпитетами. Но в этом нет ничего нового. Став в 2014 году премьер-министром, Моди заявил во время встречи с Путиным на саммите БРИКС: "Каждый ребенок в Индии знает, что Россия наш лучший друг". Всякий раз при встрече с Путиным индийский премьер продолжает использовать различные хвалебные формулировки, говоря о якобы превосходных отношениях с Москвой. И эта встреча ничем не будет отличаться от предыдущих.
Мнение Моди о России как о "лучшем друге" очень популярно, а следовательно, оно пользуется в Индии политической поддержкой. Согласно выводам исследования аналитического центра Пью, проведенного в 2023 году, "индийцы в целом положительного мнения о России, а Индия в этом году стала единственной среди 24 опрошенных стран, где большинство заявляет о своем благоприятном отношении к этой стране и доверяет Путину". Центр военно-морского анализа недавно подготовил доклад, где указывается, что в некоторых аспектах российско-индийские отношения даже улучшились с началом специальной военной операции на Украине в 2022 году.
Несмотря на переменчивые отношения Трампа с Путиным, Москва в лучшем случае остается стратегическим соперником Вашингтона. Кроме того, отношение президента США к Индии, которое он продемонстрировал недавно, скорее всего, укрепило, а не ослабило ее связи с Россией. Вооруженный конфликт на Украине и возобновившаяся конфронтация Москвы с либеральным мировым порядком показывают, что почтительное отношение к путинской России, которую Индия называет "лучшим другом", создает существенные препятствия на пути более тесного сотрудничества между двумя крупнейшими демократиями мира.
Для того, чтобы преодолеть эту преграду, важно осознавать, что близкие отношения между Нью-Дели и Москвой основаны на фундаментальных ценностях индийской внешней политики, таких как независимость, невмешательство и величие Индии, а не на часто упоминаемых факторах типа истории холодной войны, поставок оружия и нефти. Такие ценности в настоящее время имеют приоритет не только над этими часто цитируемыми факторами, но и над другими индийскими ценностями, такими как демократия, верховенство закона и мир. Если Соединенные Штаты и Индия хотят вернуться на путь более тесного сотрудничества, обеим странам необходимо вновь проанализировать данные ценности и факторы, поскольку они влияют на их отношения.
После двух столетий британского имперского правления главной задачей внешней политики обретшей свободу колонии было обеспечение и поддержание независимости. Индия зациклилась на независимости не только от бывшей колониальной державы, но и от любой внешней силы, которая могла бы доминировать над страной. Поскольку Соединенные Штаты на момент обретения государством свободы оставались единственной ведущей нацией и были главным союзником Великобритании, вполне естественно, что больше всего Нью-Дели тревожило доминирование США. Стремление к самостоятельности было настолько сильным, что в некоторых случаях Индия была склонна занимать политические позиции, не соответствующие ее интересам, лишь бы подчеркнуть свой суверенитет. Хотя в настоящее время это сильная страна, и ей не грозит иностранное господство, инстинктивное стремление к независимости от Соединенных Штатов и от демократического мирового порядка, часто называемого "западным", там сохраняется.
Сопутствующая ценность неизменной позиции Индии в вопросе независимости — это твердое соблюдение принципа невмешательства. Оно не ограничивается стратегическими или экономическими вопросами, а распространяется и на критику со стороны других стран. Индийские политики были особенно расстроены негативными высказываниями по вопросу качества и функционирования системы государственного управления страны. Критические замечания по поводу обращения индийцев с меньшинствами также вызывают мощное раздражение, равно как и заявления об экономической слабости Индии.
В основе таких ценностей, как абсолютная независимость и невмешательство, лежит вера в величие Индии и сопутствующее ей стремление к формированию мирового порядка, определяющей чертой которого станет "многополярность", а Нью-Дели будет одним из полюсов. На себе испытав, что такое империализм, страна в своей внешней политике часто демонстрирует обиды и недовольство, резко осуждая то, что она считает неуважением к своему статусу великой державы. Самоуверенность Индии с годами усиливается по мере того, как ее достижения становятся все более очевидными, однако она по-прежнему обеспокоена тем, что ей не выделено достойное место на международной арене. Некоторые действия Нью-Дели, например, его программа по созданию ядерного оружия, наверняка продиктованы стремлением продемонстрировать свое "величие" и в равной мере жесткими стратегическими соображениями.
Каждая из этих ценностей подталкивает Индию к тому, чтобы стать "лучшим другом" России, побуждая ее выстраивать соответствующие отношения. Эти отношения — яркое свидетельство независимости от предыдущих колониальных хозяев и от Запада. Невмешательство России проявляется в том, что Москва не критикует систему государственного управления Индии и не обременяет никакими условиями поставки оружия в эту страну. Статус России как "лучшего друга" еще больше усиливает чувство "величия" Индии, что совпадает с многополярными предпочтениями Нью-Дели, а также усиливает роль России как "полюса" мирового порядка. Называя ее "лучшим другом", Индия намекает на свое равенство с этой страной и предстает в качестве еще одного "полюса" в мировых делах наряду с другими великими державами.
Фактическая история российско-индийских отношений неоднозначна. Россия встала на сторону Китая, когда тот напал на Индию в 1962 году. Тем не менее, эти воспоминания были в основном стерты из национальной памяти, когда Москва выступила на стороне Нью-Дели в 1971 году во время войны с Пакистаном и резко критиковала США за отправку авианосца в Бенгальский залив. Россия высоко оценила поступок Индии, когда та отказалась присоединиться к западным демократиям и стала проводить политику "неприсоединения." Значение этих исторических фактов ослабевает в связи с тем, что холодная война закончилась более 30 лет назад. За этот период стратегические и экономические интересы Индии изменились самым драматическим образом.
Гораздо важнее то, что Советский Союз был готов продавать оружие Индии, в то время как Запад от этого отказывался. Это привело к тому, что индийские вооруженные силы уже давно попали в зависимость от российских вооружений и оборонных технологий, часто продаваемых без выдвижения каких-либо условий. Однако оборонное ведомство страны все больше обеспокоено такой чрезмерной зависимостью. Российские поставки оружия сократились, и Индия все чаще обращается к Западу, когда ей нужна самая передовая военная техника, которая во многих случаях превосходит ту, которую предлагает Москва.
Дешевую нефть часто называют третьим фактором, подтверждающим отношение Индии к России как к "лучшему другу". Несмотря на то, что продаваемая ниже рыночных цен нефть в настоящее время укрепляет эти связи, они сложились задолго до того, как дешевое топливо из России стало доступно после начала вооруженного конфликта на Украине и с введением западных санкций в 2022 году. Хотя дешевая нефть очень важна для некоторых индийских нефтеперерабатывающих заводов, ее общее воздействие на экономику Индии крайне незначительно. На международных рынках ее достаточно, а экономия за счет закупок в России ничтожна в сравнении с размерами индийской экономики.
На данный момент политика и действия администрации Трампа усиливают все те ценности, которые сближают Индию с Россией. Грубый и неуклюжий подход к пошлинам, санкциям, визам и Пакистану по принципу "либо по-моему, либо никак" — это неуважение к индийским принципам независимости и невмешательства, не говоря уже об уважении к Индии как к великой державе. У Соединенных Штатов есть немало возможностей обернуть каждый из факторов истории, поставок оружия и нефти к собственной выгоде, равно как и ценности демократии, верховенства права и мира. Тем не менее, такие действия не могут быть эффективными, пока администрация Трампа работает с Индией на транзакционной основе, отказываясь от политики налаживания отношений, которая была характерна для контактов между Вашингтоном и Нью-Дели в течение последних трех десятилетий.
Рэймонд Викери (Raymond Vickery) — старший научный сотрудник (внештатный) кафедры Индии и развивающихся экономик Азии Центра стратегических и международных исследований. Он бывший заместитель министра торговли США.