Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Третья экономика мира буксует, и цифры говорят сами за себя: число банкротств в ФРГ достигло максимума за два десятилетия, пишет Economist. В отличие от предыдущих спадов, новый кризис не щадит никого, в этот раз под удар попали даже старейшие колбасные заводы.
Издержки душат бизнес, спрос застыл.
В 1980-х Eberswalder Wurstwerke из ГДР был колбасным королем Европы — 3000 рабочих, 65 гектаров территории, своя парикмахерская, поликлиника, библиотека и ресторан. Коммунистическое прошлое осталось далеко позади. На прошлой неделе оставшиеся 500 сотрудников узнали: новый владелец из Западной Германии к концу февраля закрывает завод в Бритце. Компания при этом культовая: у ее бесшкурной братвурст и шорфхайдерской кнюппель-салями армия преданных фанатов.
"Нам сообщили за полчаса до того, как это показали по телевидению", — вздыхает продавщица в белом халате в магазине у проходной. Торговля идет бойко, даже снег не помеха. А ведь Tönnies, западные мясопереработчики, купившие завод всего два года назад, "обещали инвестировать", — сетует другой рабочий.
Третья экономика мира буксует уже три года. Закрываются заводы, банкротства бьют по нервам. 8 января стало известно: Zalando, гигант онлайн-торговли, закрывает логистический центр в Эрфурте — 2700 человек остаются без работы, и тоже на востоке страны.
Цифры немецкого статведомства Destatis неутешительны: в декабре банкротств стало на 15% больше, чем год назад. Под ударом транспортники, отельеры, строители. А всего за прошлый год разорились более 17 600 компаний. Институт Лейбница в Галле уточняет: это максимум за два десятилетия.
Но больше всего немцев расстраивает другое: сыплются громкие названия. Только в прошлом году список включал Goertz (обувь), Gerry Weber и Esprit (одежда), дискаунтер Groschenmarkt, строительная Karrie Bau, даже Zoo Zajac — крупнейший зоомагазин планеты.
Да, бывало и хуже. Пузырь доткомов лопнул — тогда под раздачу попало куда больше контор, местами до 39 тысяч в год. Но те кризисы били точечно по технологиям. Нынешний — совсем другой. Он бьет по всем без разбора. Раньше немецкая промышленность была якорем, который держал экономику, сглаживая штормы в других секторах. Теперь нет. Ориентированные на экспорт отрасли попали под тройной удар: конфликты в мире, пошлины и цены на энергоносители. Вся немецкая модель просто не вписывается в новую реальность. И пока она не изменится, незавидная судьба ждет не только колбасников.