Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Литве нет социальных проблем, только национальные?

Когда проблема попадает в категорию национальной, тут же появляются сомнения в законности ее существования - у каждого общества есть 'святые' темы, упоминание которых блокирует логику и заставляет говорить эмоциями

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тысячи бастовали, несколько сотен метали камни, наконец, пришло время трем миллионам решить, как это оценивать... Нужен 'козел отпущения'? Нужен. Все списывается на 'большого злого соседа', которого, как это ни смешно, вся Литва поддерживает ежемесячными финансовыми инъекциями, выражаемыми в счетах за отопление

Тысячи бастовали, несколько сотен метали камни, наконец, пришло время трем миллионам решить, как это оценивать. Это не просто составление выводов - какая Литва победит, какое общество в будущем у нас и будет.

Попробуем свернуть с главной дороги и вернуться в начало ХХ века в Россию. Это поможет избавиться от того эмоционального шока, который случается, когда событие еще 'дышит', но позволит продемонстрировать метод, которым нивелируется само явление.

В 1905 году Сергей Нилус в качестве приложения к одной из своих книг выпустил 'Протоколы сионских мудрецов' - печально известное произведение, ставшее 'священной книгой' всех антисемитов. Как оказалось позднее, это произведение было подделкой, переработкой Dialogue aux enfers entre Machiavelli et Montesquieu ('Диалог Макиавелли и Монтескье в аду'). Но это стало известно только спустя десятилетия после текстологического анализа. Считается, что произведение было результатом деятельности тайной полиции царской России - так называемой 'Охранки'.

В 'документах' утверждается, что евреи создали заговор с целью завоевания мирового господства. Будто бы мир охвачен сетью еврейских агентов, которые пытаются проникнуть во все слои власти, и, когда пробьет их час, принять власть.

Интересны не существование произведения и обстоятельства его возникновения, а среда, в которой это произведение бытовало и расцвело. Оглянем более широкий горизонт социально-политической жизни России: в 1904-1905 гг. Россия воюет с Японией, воюет безуспешно, война требует все больше ресурсов, рабочие и крестьяне выходят на улицы, начинаются движения не только на классовой, но и национальной основе. Россия раскалывается.

Нужен 'козел отпущения'? Нужен. Ведь матушка Россия не может пойти против своего царя. Вот и появились 'негодники' евреи, которые пытаются внести раздор в слишком 'гомогенное' общество. Правда, негативный образ евреев было очень удобно эксплуатировать, просто размножая уже существующие стереотипы. Получается, все проблемы тогдашней России были переквалифицированы в 'мы и они', 'хорошие и плохие', 'верные царю и евреи'.

Теперь вернемся в Литву 2009 года. Сразу после событий 16 января в публичном пространстве появились оценки, согласно которым, это был организованный акт, направленный против Литвы. Прежде всего, имеют в виду хулиганов, действия которых нам, налогоплательщикам, стоили несколько сотен тысяч литов, однако негативная оценка поставила пятно на всем мероприятии.

Как решить возникшую проблему, когда лень подниматься с постели, а проблему все равно надо решать? Надо воспользоваться переносом категории явления, как это попытались сделать в царской России. Участвовавших в мероприятии людей назвали участниками заговора, русскими, 'пятой колонной' - и проблемы как ни бывало - выразивших недовольство людей изолируют и превращают в 'козлов отпущения'.

Когда проблема попадает в категорию национальной, тут же появляются сомнения в законности ее существования - у каждого общества есть 'святые' темы, упоминание которых блокирует логику и заставляет говорить эмоциями. Вот и 16 января начинают сравнивать в 13 января. Удобно, так как не надо решать никаких социальных проблем, все списывается на 'большого злого соседа', которого, как это ни смешно, вся Литва поддерживает ежемесячными финансовыми инъекциями, выражаемыми в счетах за отопление.

Возможно, я и ошибаюсь, возможно, это действительно был акт, направленный против Литвы, а не против политики властей. Если так, то ждем публичных заявлений с фактами, а если нет, то это только рядовая акция по сбрасыванию с себя бремени.

Являемся ли мы нормальным обществом, в котором социальные требования могут выражаться (конечно, только не насилием) и являются законными, или гомогенным, в котором интересы государства превыше всего, также и рядового человека. Вот где вопрос, ответив на который, мы скажем, кто мы такие.

__________________________________

Кровавая гэбня и волосатая рука ("Delfi", Эстония)

Первые искры в рижских погромах высекли выкрикивавшие 'За Россию!' ("Latvijas Avize", Латвия)

Предупреждение о заинтересованности Москвы в дестабилизации Балтии ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)

Народ Литвы не достоин своего правительства ("Delfi", Литва)

Полезные уроки рижского бунта ("Вести Дня", Эстония)

Испытание стабильности новых государств ЕС ("The Financial Times", Великобритания)

* * * * * * * * * *

Короткое замыкание рваного сознания (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Ленинские дни (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: Не служат ли рабские спины фундаментом Кремлю? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Я обожаю русского слушателя (Общественная палата читателей ИноСМИ)