Тысячи бастовали, несколько сотен метали камни, наконец, пришло время трем миллионам решить, как это оценивать. Это не просто составление выводов - какая Литва победит, какое общество в будущем у нас и будет.
Попробуем свернуть с главной дороги и вернуться в начало ХХ века в Россию. Это поможет избавиться от того эмоционального шока, который случается, когда событие еще 'дышит', но позволит продемонстрировать метод, которым нивелируется само явление.
В 1905 году Сергей Нилус в качестве приложения к одной из своих книг выпустил 'Протоколы сионских мудрецов' - печально известное произведение, ставшее 'священной книгой' всех антисемитов. Как оказалось позднее, это произведение было подделкой, переработкой Dialogue aux enfers entre Machiavelli et Montesquieu ('Диалог Макиавелли и Монтескье в аду'). Но это стало известно только спустя десятилетия после текстологического анализа. Считается, что произведение было результатом деятельности тайной полиции царской России - так называемой 'Охранки'.
В 'документах' утверждается, что евреи создали заговор с целью завоевания мирового господства. Будто бы мир охвачен сетью еврейских агентов, которые пытаются проникнуть во все слои власти, и, когда пробьет их час, принять власть.
Интересны не существование произведения и обстоятельства его возникновения, а среда, в которой это произведение бытовало и расцвело. Оглянем более широкий горизонт социально-политической жизни России: в 1904-1905 гг. Россия воюет с Японией, воюет безуспешно, война требует все больше ресурсов, рабочие и крестьяне выходят на улицы, начинаются движения не только на классовой, но и национальной основе. Россия раскалывается.
Нужен 'козел отпущения'? Нужен. Ведь матушка Россия не может пойти против своего царя. Вот и появились 'негодники' евреи, которые пытаются внести раздор в слишком 'гомогенное' общество. Правда, негативный образ евреев было очень удобно эксплуатировать, просто размножая уже существующие стереотипы. Получается, все проблемы тогдашней России были переквалифицированы в 'мы и они', 'хорошие и плохие', 'верные царю и евреи'.
Теперь вернемся в Литву 2009 года. Сразу после событий 16 января в публичном пространстве появились оценки, согласно которым, это был организованный акт, направленный против Литвы. Прежде всего, имеют в виду хулиганов, действия которых нам, налогоплательщикам, стоили несколько сотен тысяч литов, однако негативная оценка поставила пятно на всем мероприятии.
Как решить возникшую проблему, когда лень подниматься с постели, а проблему все равно надо решать? Надо воспользоваться переносом категории явления, как это попытались сделать в царской России. Участвовавших в мероприятии людей назвали участниками заговора, русскими, 'пятой колонной' - и проблемы как ни бывало - выразивших недовольство людей изолируют и превращают в 'козлов отпущения'.
Когда проблема попадает в категорию национальной, тут же появляются сомнения в законности ее существования - у каждого общества есть 'святые' темы, упоминание которых блокирует логику и заставляет говорить эмоциями. Вот и 16 января начинают сравнивать в 13 января. Удобно, так как не надо решать никаких социальных проблем, все списывается на 'большого злого соседа', которого, как это ни смешно, вся Литва поддерживает ежемесячными финансовыми инъекциями, выражаемыми в счетах за отопление.
Возможно, я и ошибаюсь, возможно, это действительно был акт, направленный против Литвы, а не против политики властей. Если так, то ждем публичных заявлений с фактами, а если нет, то это только рядовая акция по сбрасыванию с себя бремени.
Являемся ли мы нормальным обществом, в котором социальные требования могут выражаться (конечно, только не насилием) и являются законными, или гомогенным, в котором интересы государства превыше всего, также и рядового человека. Вот где вопрос, ответив на который, мы скажем, кто мы такие.
__________________________________
Кровавая гэбня и волосатая рука ("Delfi", Эстония)
Первые искры в рижских погромах высекли выкрикивавшие 'За Россию!' ("Latvijas Avize", Латвия)
Предупреждение о заинтересованности Москвы в дестабилизации Балтии ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
Народ Литвы не достоин своего правительства ("Delfi", Литва)
Полезные уроки рижского бунта ("Вести Дня", Эстония)
Испытание стабильности новых государств ЕС ("The Financial Times", Великобритания)
* * * * * * * * * *
Короткое замыкание рваного сознания (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Ленинские дни (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Валерия Новодворская: Не служат ли рабские спины фундаментом Кремлю? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Я обожаю русского слушателя (Общественная палата читателей ИноСМИ)