Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гуманитарные аспекты российской внешней политики

© коллаж ИноСмиСтраны Восточной Европы (бывшие СССР) находятся под влиянием России
Страны Восточной Европы (бывшие СССР) находятся под влиянием России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
13 ноября 2009 года в Вильнюсе было представлено международное исследование «Гуманитарные аспекты внешней политики России в Грузии, Молдове, Украине и Прибалтике». Объект исследования – страны бывшего Советского Союза, которые сегодня уже являются членами евро-атлантического сообщества (Балтийские страны) либо хотят стать таковыми (Грузия, Молдова, Украина).

13 ноября 2009 года в Вильнюсе было представлено международное исследование «Гуманитарные аспекты внешней политики России в Грузии, Молдове, Украине и Прибалтике». Объект исследования – страны бывшего Советского Союза, которые сегодня уже являются членами евро-атлантического сообщества (Балтийские страны) либо хотят стать таковыми  (Грузия, Молдова, Украина).

 

Это первый в своем роде проект такого характера. Его авторы ратуют за то, чтобы страны СНГ и Балтии более углубленно и осознанно воспринимали  политику Москвы в отношении соотечественников, проживающих за пределами России, лучше координировали свои действия.


Выводы исследования сгруппированы в пяти разделах: Практический опыт России в сфере прав человека; Политика России в отношении русскоязычных граждан, живущих за рубежом; Консульские аспекты; Партнерство в области культуры и науки; Российские СМИ в Грузии, Молдове, Украине и Балтийских странах.

 

Проект, выполненный  методом сравнительного анализа, подготовили ученые из Центра политических исследований Восточной Европы (Латвия), Центра геополитических исследований (Литва), Международного центра оборонных исследований (Эстония), Международного центра геополитических исследований (Грузия), Школы политической аналитики при Национальном университете «Киево-Могилянская академия» (Украина), Ассоциации внешней политики Молдовы.

 

Гуманитарная политика в отношении соотечественников – этнических русских и тех, кто  позиционирует себя как русские – это составная часть российской внешней политики. По мнению авторов исследования, Россия в последнее время все более активно пытается конкурировать с Западом за региональное влияние, причем в разных областях, и соотечественники в этом смысле – удобный объект. Так, концепция «Русский мир» ориентирована на то, чтобы помочь русским сохранить связь с исторической родиной (фактически – расширение географических границ России), подвести к мысли о возвращении (некоторое время назад принята государственная программа добровольного переселения соотечественников в РФ,  сейчас обсуждается идея выдачи «Карты русского») и/или делать инвестиции в России.


Из выступлений экспертов явствовало, что основные инструменты гуманитарной политики России  в анализируемых государствах – язык, история, религия.

 

Язык – один из столпов национальной идентичности. Так, авторы концепции «Русский мир» проводят линию: говорить по-русски – думать по-русски – действовать по-русски. Как верно отметил латыш Гатис Пелненш, когда человек   говорит на том или ином языке, у него совершенно естественно зарождается интерес к стране, не исключено – и симпатия, благосклонное отношение к политике этой страны (позиция). Русский язык и русскую культуру  Россия распространяет главным образом через средства массовой информации. В Грузии, Молдове, Украине и Балтийских странах популярно российское телевидение, а Первый канал ОРТ – своего рода символ российского доминирования в телеэфире. Популярны и русская музыка (например, группа «Любэ», в репертуаре которой так много патриотических песен), и русские фильмы (бывают и откровенно пропагандистского толка, как, скажем, недавняя русская версия «Тараса Бульбы»). Кремль не скупится на финансирование информационной политики – напротив, увеличивает его. Создан даже российский государственный  телеканал на английском языке “Russia today“ (еще в декабре 2005 года).

 

Трактовка Россией истории, особенно Второй мировой войны и советского периода – из категорий исключительной важности. Здесь переплетаются  глубинные, взаимосвязанные моменты – легитимность политического режима страны и столь трудно поддающаяся  характеристикам русская ментальность. В этом контексте следует оценивать и указ президента Д. Медведева  о создании специальной комиссии с целью «противодействовать попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».

 

… После распада СССР создалась непростая ситуация. Власти Российской Федерации поначалу пытались отмежеваться от «недемократического прошлого». Однако это не вполне удалось: к такому не были готовы «простые россияне». Президент В. Путин вплотную занялся исторической преемственностью. Сегодня Кремль не столько отстаивает объективную историческую правду, сколько «формирует» ее, потакая амбициям значительной части российского общества и тем самым обеспечивая себе поддержку. Расчет таков: чем больше людей (и соотечественников, и «прочих») поверят в российскую версию истории, тем лучше. Ибо, как уже упоминалось, кто мыслит по-русски, тот и действует по-русски.

 

Сколь важным инструментом российской гуманитарной политики является религия, можно было убедиться совсем недавно, во время визита в Украину Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Предварительно отметим, что религия в России всегда шла рука об руку с государственной властью (в продолжение византийского «Москва – Третий Рим» – ментальные «За Бога, царя и Отечество», «Самодержавие, православие, народность»). Теперешний глава российской православной церкви Святейший патриарх Кирилл порой более напоминает не духовного пастыря, а министра по делам религии: он активно размышляет о глобализации, столкновении цивилизаций и иных проблемах из ранга политики.  В Украине влияние Московского и Киевского патриархатов на православных почти на одном уровне. Главной целью визита в Украину было заявлено «духовное и церковное единство православных, несмотря на все политические изменения». В подоплеке: «Украинцы, ваша безбожная власть несет раскол, и зачем вам, братья, нужны эти Евросоюз с НАТО!»

 

В обществах со сложной социально-политической и социально-экономической ситуацией обычно наблюдается кризис доверия к власти. Людям нужна опора, нужен прочный моральный авторитет. Известно, что религия является одним из таких авторитетов. Поскольку православие – преобладающее вероисповедание на постсоветском пространстве, то Кремль действует и через Московскую православную епархию.

 

Помимо основных, Кремль использует и иные инструменты гуманитарной политики. Так, не без участия Москвы сформировался абхазский и юго-осетинский сепаратизм, жителям региона были выданы российские паспорта, что впоследствии стало предлогом для использования военной силы – в целях защиты «своих граждан». Повторение ситуации – Приднестровье, а также Крым, являющийся украинской административно-территориальной единицей.  Д. Медведев подписал приказ о возможности применения военной силы России за ее пределами. Это уже основание для дальнейшего расширения имперской мощи России. На Украине базируется российский Черноморский флот, и тут важен не только военный, но и пропагандистский аспект («Севастополь – город русской военной славы»), давление на Киев (история Россия и Украины нераздельна).

 

Какие возможны контрмеры против активной (а порой – и агрессивной) гуманитарной политики России в государствах постсоветского пространства? Этот аспект авторами исследования детально не проработан. Главная проблема в том, что трудно состязаться с Москвой – и с точки зрения финансовой, и потому, что она «играет не по правилам» (если гуманитарная политика не приводит к ожидаемому результату, принимаются экономические или даже военные меры).  Попытки хоть как-то противостоять имперской политике России (запрет на  трансляцию некоторых русскоязычных каналов на Украине, прославление столь одиозной фигуры, как Степан Бандера), как правило, не приносят никаких результатов, а только дают России лишний повод для менторского тона. Всем еще памятна акция переноса «Бронзового солдата», продиктованная историческими обидами и осуществленная в преддверие 60-летия со дня окончания Второй мировой войны. Единственным конкретным результатом стало применение санкций в отношении Эстонии.

 

Что можно предпринять?

 

Во-первых, следует укреплять национальное гражданское самосознание: «русское меньшинство» не должно отделять себя от «коренной нации». И этого особенно сложно достичь в странах, недавно обретших независимость, не имеющих традиций государственности.


Во-вторых, надо выяснить, почему определенная часть русских не проявляет должной лояльности к стране своего фактического проживания.  Каковы причины – российская пропаганда, воспитание в семье и школе, экономические проблемы, политика местной власти в отношении так называемого русскоязычного населения, что-то ещё?

 

В-третьих, не лишним было бы изучить психотип русского, проживающего за пределами России. Практика показывает, что русские в России и русские, скажем, в Литве– это не совсем одно и то же. Интересно то, что последние после распада СССР порой проявляют больше лояльности к России, чем тамошние русские (принцип: нет пророка в своем отчестве). Да, жизнь в иной политической, экономической и культурной среде меняет мышление. Но зато ситуация «Свой среди чужих, чужой среди своих» открывает возможность склонить русских на свою сторону, позволить им почувствовать себя полноценными людьми в том общественном окружении, в котором они вращаются.

 

В-четвертых, странам экс-СССР необходимо повысить качество политики в отношении русских. Не секрет, что сегодня их национальная политика несет больше не позитива, а негатива (противопоставление одних – другим, стремление защитить «своё»). В общем, теперешнюю национальную политику трудно назвать интеграционной и эффективной. Необходимо сбалансировать информационную политику. Чтобы из фильмов и телепрограмм на тему сталинизма явствовало: русские пострадали ничуть не меньше других народов. Чтобы  исторический период советской оккупации четко отделялся от подвига советских людей в борьбе с нацизмом.

 

В-пятых, бывшим субъектам СССР в их противостоянии российской пропаганде, безусловно, требуется финансовая, техническая, профессиональная поддержка Евросоюза. А ЕС должен понимать: гуманитарная политика Москвы – не что иное, как часть ее «жесткой политики».

 

И – краткое резюме.

 

Россия активно действует на территории постсоветского пространства в гуманитарной плоскости, используя такие рычаги, как русский язык, русская история, русская религиозная вера. Словом, пропагандируя все «своё». В последнее время российские политтехнологии значительно усовершенствовались, и к этому надо относиться серьезно.

 

Странам, сформировавшимся на территории бывшего СССР, следует тщательно и качественно работать с так называемым русским меньшинством, осуществляя его гражданскую интеграцию.

 

Наконец,  хотелось бы, чтобы больше внимания оговоренным процессам уделил Евросоюз. Иначе в какой-то момент, не исключено, может возникнуть ситуация аналогичная ситуации с мусульманами, которые уже создают угрозу безопасности  в Старом Свете.