Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конец дипломатии?

Когда-то американцы очень многого добивались во внешней политике. Когда-то, но не теперь.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВизит отряда кораблей ВМС США в Севастополь
Визит отряда кораблей ВМС США в Севастополь
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Были времена, когда американская дипломатия вершила большие и важные дела. Похоже, теперь все иначе. Мир стал намного сложнее. Америка значительно ослабла, а американская администрация сама себе ставит палки в колеса, создавая неработоспособную бюрократическую систему, которая мешает ей сосредоточиться и найти точку опоры.

Были времена, когда американская дипломатия вершила большие и важные дела.

Похоже, теперь все иначе. Мир стал намного сложнее. Америка значительно ослабла, а американская администрация сама себе ставит палки в колеса, создавая неработоспособную бюрократическую систему, которая мешает ей сосредоточиться и найти точку опоры.

Эффективная американская дипломатия вымирает как мамонт; и печальная действительность заключается в том, что Барак Обама практически ничего не может с этим поделать.

Жалуясь на отсутствие великих людей задолго до пика своей славы, Уинстон Черчилль писал, что когда-то в Англии "были удивительные гиганты". Идеализировать то, что когда-то было (или казалось, что было), в целях критики настоящего всегда опасно. И тем не менее, оглядываясь назад, на последние 60 лет, невольно задаешься вопросом: неужели лучшие годы американской дипломатии  и внешней политики позади?

Америка никогда не правила миром (это заблуждение, в которое верят левые, правые, а также значительная часть третьего и четвертого мира). Но были в ее истории моменты (1945-1950 гг., начало 70-х, 1988-1991 гг.), когда Соединенные Штаты  Америки использовали свою военную, политическую и экономическую мощь для достижения впечатляющих целей.

Конечно, были в эти годы и катастрофы, и большое количество сбоев, включая войну во Вьетнаме и бесконтрольные операции ЦРУ. Но были и блестящие успехи: план Маршалла, НАТО, эффективная арабо-израильская дипломатия, разрядка с русскими, налаживание отношений с Китаем, умелые действия Америки по ускоренному окончанию "холодной войны", а также первая война в Персидском заливе.

Однако на протяжении последних 16 лет – при Билле Клинтоне и Джордже Буше-младшем – Америка большей частью находилась в дипломатической трясине. В условиях усиления терроризма, распространения ядерного оружия, войн за идею и безобразных региональных конфликтов дипломатия либо не применялась, либо была не очень эффективной. Образ госсекретаря, челноком снующего по миру, предотвращающего кризисы или использующего их для достижения соглашений, упорно добивающегося мира на Ближнем Востоке и достигающего посредством эффектной тайной дипломатии драматических прорывов, казался давно забытым. 

Администрация Обамы хочет возродить этот образ американской внешней политики. И ей уже удалось решить важную задачу по налаживанию отношений с Россией и Европой, хотя с Китаем проблем остается предостаточно. Но если говорить откровенно, то это легкие задачи. А проблемы президенту создают не крупные державы, а мелкие страны.

В таких далеко не райских местах, как Ирак, Пакистан, Афганистан, Йемен и Сомали, проблемы на сорок процентов носят военный характер, на пятьдесят процентов связаны с государственным строительством и лишь на десять – с дипломатией. И Америка вряд ли сможет одержать реальную победу там, где коррумпированные и продажные режимы не в состоянии контролировать собственную территорию, где они входят в сговор с антиамериканскими элементами и на первый план выдвигают собственную безопасность и политические интересы.

Даже там, где, казалось бы, дипломатия может работать на бумаге – это Кашмир, арабо-израильский мирный процесс – Соединенным Штатам мешают конфликты, вызванные глубокой межэтнической и религиозной враждой, а также внутренней политикой, в рамках которой союзники Америки (Израиль, Пакистан, Индия) ничем не могут ей помочь. И самый жестокий парадокс заключается в том, что американский президент, сделавший для налаживания взаимодействия с Ираном гораздо больше своих предшественников, видит, как оказавшийся в осаде иранский режим разрушает все надежды на дипломатию.

Более того,  с ослаблением больших усиливают свою власть малые. Не нужно быть упадником (а я таковым не являюсь), чтобы понять, насколько сильно ослаб образ американской мощи. Забудьте об экономическом кризисе, заставившем мир задаться вопросом о том, какой же на самом деле великой державой являются США. Сегодня Америка ведет две войны, в которых мерилом победы стала уже не сама победа, а вопрос о том, когда ей удастся выбраться из этих войн.

В любом вопросе – будь то согласие мирового сообщества на жесткие санкции против Ирана, принуждение Тегерана к подчинению, привлечение Северной Кореи к переговорному процессу, налаживание сотрудничества между арабами и израильтянами, подталкивание пакистанцев на упорную и постоянную борьбу с талибами и "Аль-Каидой" – мир привык говорить Америке "нет", не опасаясь при этом последствий. А это очень плохо для великой державы.

И наконец, остается еще вопрос о самоорганизации страны. Новой бюрократической схемой не заменишь опыт, умение и удачу; с ее помощью невозможно максимально эффективно применять американскую мощь и создавать реальные шансы на успех во внешней политике. Но если нет правильной структуры, достижение успеха осложняется еще больше.

А Соединенные Штаты  отказались от модели, которая доказала свою эффективность. В ее рамках сильный в вопросах внешней политики президент наделял полномочиями сильного государственного секретаря, который руководил в режиме реального времени большим отрядом высокопоставленных эмиссаров, координируя их деятельность по стратегическим вопросам с президентом.

Вместо этого администрация Обамы создала империю посланников, чья власть сосредоточена в Белом Доме, и у которых нет ни реальных целей, ни стратегии. Главный дипломат страны (госсекретарь), кажется, присутствует везде и в то же время, везде отсутствует в плане владения ситуацией и поиска путей решения самых сложных и неприятных проблем. Хотя именно этим должны заниматься госсекретари.

Но пока слишком рано, и возможно, администрации Обамы еще повезет. Может быть, рухнет иранский режим, или арабы и израильтяне сами договорятся о чем-нибудь хорошем. Но предстоящие годы, скорее всего, окажутся трудными для американской дипломатии. И на ум здесь приходит не очень-то приятный образ: Америка похожа на Гулливера наших дней, которого связали по рукам и ногам лилипуты из крохотных заморских племен, а также приковала к земле его собственная неспособность навести порядок у себя дома.

Аарон Дэвид Миллер – ученый-политолог из Международного научного центра имени Вудро Вильсона (Woodrow Wilson International Center for Scholars), где он сегодня работает над своей новой книгой "Can America Have Another Great President?" (Может ли у Америки появиться новый великий президент?).