Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ стран СНГ и Балтии (16.08)

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ровно год назад украинско-российские отношения достигли низшей точки падения. Однако по прошествии года ситуация изменилась кардинально.

СМИ Украины

Ровно год назад украинско-российские отношения достигли низшей точки падения. 11 августа 2009 года президент России Дмитрий Медведев записал видеообращение к украинскому коллеге Виктору Ющенко, в котором обвинил последнего в сознательном ухудшении отношений между странами. Собственно, этот видеоролик лишь повторял тезисы письма, которое Медведев отправил Ющенко неделей раньше, но на которое ответа не получил, — спустя два дня после видеообращения президент Украины таки ответил письмом. Эта перебранка и выдвинутые друг другу претензии ничего хорошего будущим отношениям Украины и России не сулили. Однако по прошествии года ситуация изменилась кардинально, отмечает комментатор газеты «Сегодня».

Фактически уже в 2009-м Россию и Украину волновало то же, что и в этом году: Медведев говорил о «фактически единой газотранспортной системе», которую Киев использует как инструмент газовой войны, а Ющенко был недоволен ценой газа по контракту, подписанному в январе 2009-го Тимошенко. На сегодня мы переломили ситуацию в свою пользу: Януковичу удалось снизить цену газа на 100 долларов. В вопросе ГТС позиции сторон по-прежнему не сходятся — Украина готова объединяться «на троих» (с Россией и ЕС), а Россия — «на двоих» (без ЕС). Желание обеих сторон найти общий язык очевидно, и компромисс наверняка будет найден. Это может дать Украине новое снижение цены на газ.

Усиленная украинизация, инициированная Ющенко, вызвала резкое отторжение у части Украины и откровенное недовольство Кремля. Собственно, обещание Януковича дать русскому языку равные права с украинским было одной из основных причин, благодаря которым он смог стать президентом. Но в этой сфере пока поменялось немногое. Даже разрешение показа западных фильмов, дублированных в том числе и на русский язык, ничего не дало. В кино по-прежнему идут ленты только по-украински, поскольку выдвинутые Минкультом условия — невыполнимы.

Год назад российский президент утверждал, что ему (флоту) чинят всяческие препятствия, а украинский регулярно говорил о его выводе в 2017 году (хотя, по договору, оставалось еще 8 лет). Все решилось в апреле 2010 года уже Януковичем и Медведевым: в Харькове была подписана договоренность, по которой ЧФ остается в Крыму до 2042 года, а Украина в обмен на это получает скидку цены на газ.

Мазепа и Голодомор, Бандера и ОУН-УПА — все эти, абстрактные для многих нынешних украинцев, слова стали визитной карточкой президента Ющенко и яблоком раздора между Украиной и Россией. Постоянное муссирование темы Голодомора как геноцида с явным намеком на вину Москвы, несмотря на доводы, что умирали от голода и на Кубани, в Поволжье, на Южном Урале и в Казахстане, вызвало ее ответную реакцию, причем бои были перенесены на европейскую арену. Битву Ющенко проиграл: ПАСЕ не признала Голодомор геноцидом.

В претензиях по НАТО позиция Медведева, по сути, изначально была ближе многим украинцам — как и они, президент РФ выступал против вступления Украины в этот военный блок, в то время как Ющенко всеми силами старался этого добиться. Приход к власти Януковича уже сам по себе означал фактический отказ от курса на евроатлантическую интеграцию, а формальная точка в вопросе была поставлена летом, когда Верховная Рада закрепила внеблоковый статус Украины в законе об основах внешней и внутренней политики. Впрочем, на самом деле во всех случаях речь идет об абстракции: во-первых, НАТО не горела желанием принимать Украину, во-вторых, внеблоковый статус в Конституции не прописан и может быть отменен евроатлантистами, если они получат большинство в Раде-2012.

Проамериканский курс президента Ющенко, раздражавший Кремль, был свернут быстро, поскольку не устраивал и нового хозяина Банковой. Однако нынешний глава МИД Грищенко, хотя и был еще год назад послом в Москве, ведет политику, далекую от прокремлевской. По сути, Россия сегодня является лишь первым среди равных партнеров Украины, однако Киев не собирается отказываться от выгод дружбы с ЕС и США, более того, держит в уме еще и Китай. Однако это могут быть лишь тактические игры, поскольку с точки зрения экономики Россия для нас все равно важнее.

В основе конфликта лежало желание Ющенко легитимизировать УПЦ Киевского патриархата с помощью Константинопольского патриарха. Неудивительно, что с уходом Ющенко с поста президента Киевский патриархат лишился поддержки государства даже без вмешательства Москвы. Больше того, учитывая тот факт, что Янукович является ярым сторонником УПЦ, входящей в Московский патриархат, в ближайшие годы расстановка сил вряд ли изменится: официальный Киев наверняка не предпримет никаких «недружественных шагов» в этом направлении.

Пока вывод однозначен: в ближайшее время Медведев видеопосланий Януковичу слать не будет. Еще год назад казалось, что отношения напрочь испорчены. Тем не менее, Украина и Россия довольно быстро стали снова дружественными державами, которые стараются решать вопросы, учитывая мнение друг друга. Однако несмотря на первоначальные страхи многих, превращение Украины в губернию России не происходит. Исправив большинство конфликтных ситуаций в двусторонних отношениях, нынешняя власть пока четко знает рубеж, за которым заканчивается взаимная выгода. Так что в ближайшее время никаких войн не будет: Украина заинтересована в России, а Россия понимает, что Украина — не Беларусь, и диктовать ей свои условия сложно.

СМИ Белоруссии

Политический обозреватель газеты «Салiдарнасць» отмечает, что в последнее время в оппозиционных кругах, так же как в российской и международной прессе, активизировались спекуляции насчет того, кто будет «Кремлевском» кандидатом на следующих президентских выборах в Беларуси.

Поводом для таких спекуляций стали поведение высшего руководства России по отношению к Лукашенко, которые убедили даже скептиков в том, что, во-первых, кремлевский тандем явно устал от белорусского лидера, во-вторых, что Москва действительно реализует в Беларуси собственный политический проект, причем впервые - через голову Лукашенко.

Цели этого политического проекта достаточно прозрачны - «зафиксировать» Беларусь в сфере российского политического и экономического влияния, (что Лукашенко уже давно не хочет гарантировать, кроме как за железные гарантии собственной политической безопасности) и соответственно минимизировать цены поддержания собственной гегемонии.

Однако полагать, что Кремль будет решать собственные вопросы, борясь с Лукашенко на тщательно контролируемой им псевдо-электоральной арене, довольно наивно. Ни Путин, ни Медведев не собираются быть спарринг-партнерами в очередной «элегантной победе». Да и не нужен им никакой «пророссийский президент» - один уже был, вернее, и есть. Им нужна пророссийская Беларусь, связанная с Россией экономически, политически и военно так, что оттуда не было возможности вырваться…

В сегодняшнем столкновении Кремля с Лукашенко первый имеет прекрасную возможность легитимизировать свои геополитические устремления «по европейским стандартам». Как? Сценарий очень прост. Кремль прямо не влазит в президентскую кампанию, но ... по ее итогам именно Россия заявляет в полный голос, что выборы в Беларуси не соответствовали никаким демократическим и европейским стандартам, фактически лишая главу Беларуси легитимности на восточном фронте. Можно только представить, как такой шаг «поставит на уши» западных игроков.

Пользуясь бездействием и нерешительностью евроструктур, Москва может захватить лидерство и фактически определить не только европейскую политику в отношении Беларуси, но и сделать свою политику де-факто европейской. Устав от нерезультативного диалога, Брюссель будет только рад отдать инициативу в надежде, что Москва хоть как-то сможет повлиять и что-то изменить. А что касается белорусских властей, то здесь поле для внешнеполитического маневра уже не просто сужается - оно исчезает. Что дальше? Зависит от конкретных устремлений Кремля и правящего тандема.

Такой сценарий не приведет к прекращению торгово-экономических отношений с Россией - Лукашенко в последнее время в Кремле и так почти бойкотируют, а развивать контакты с бюрократией на шаг ниже в Москве будут только рады. Переговорная позиция белорусских властей в отношении с Москвой при таком отношении к белорусскому лидеру становится чрезвычайно слабой - чиновники без политического прикрытия президента оказаться один на один с несоразмерно более мощным оппонентом. Политический шантаж станет нормой взаимоотношений.  Сначала заставят назначить нужного премьер-министра. Потом - по конституции у нас премьер-министр в случае отставки президента ... ну вы поняли. Короче, вот вам и сценарий номенклатурного переворота - но совсем не тот, о котором десять лет болтала белорусский оппозиция.

СМИ Латвии

С 12 августа в вестибюле Латвийского государственного исторического архива (ЛГИА) открыта выставка «С августа по август. Латвийско-российский мирный договор». Выставка задумана не только как напоминание о заключении Мирного договора 90 лет назад, но и как дипломатический жест, или сигнал, отмечает «Латвияс авизе».

Инициатор выставки – МИД Латвии. На открытии министр иностранных дел Айвис Ронис подчеркнул, что проведение выставки именно в архиве, в  помещениях которого 11 августа 1920 года был подписан исторический документ, не совпадение. «Мы хотели показать, что латвийские архивы это открытые архивы демократического государства», - заявил министр, намекнув на то, что ситуация в архивах большой соседней страны совсем другая, и латвийские историки там не желанные гости. Однако не вопрос архивов главный. Выставка используется, как возможность напомнить на самом высоком уровне, что, вопреки позиции Москвы, Мирный договор по-прежнему играет важную роль в латвийско-российских двусторонних отношениях.

То, что выставка является не просто, посвященным истории мероприятием, и что ей отведена роль политического жеста, подтвердило также прибытие в ЛГИА президента Валдиса Затлерса. Ранее его присутствие и выступление не планировалось. Затлерс также подчеркнул, что Мирный договор между Латвией и советской Россией является одним из важнейших международных документов, заключенных латвийским государством: потому что «он закрепил отделение Латвии от России и был величайшим успехом латвийских дипломатов в то время». «Договор не утратил значения и сегодня. Его нужно заложить в основу отношений с нашим большим соседом – Россией», - заявил президент.

Министр иностранных дел  Айвис Ронис недавно необычно резко для дипломата заявил, что Швеция должна проявить больше солидарности с Латвией в восстановлении экономики, сообщает газета Ir. На вопрос о том, почему объявлена война шведам: Ронис ответил: «Никакой войны не объявлено. Швеция –  важная для нас с геополитической точки зрения страна, мы соседи и у нас общая ответственность за регион. Но, что касается нынешнего правительства Швеции – в особенности министра финансов и премьера, – у меня осталась горечь».

Ронис не спешит выражать опасения по поводу геополитических последствий, к которым может привести политика президента США Барака Обамы. В ней странам Центральной и Восточной Европы уделяется меньше внимания, зато в числе приоритетов – «перезарузка» отношений с Россией. «Думаю, что мы в своей государственности выросли из той стадии, когда было важно, чтобы американцы каждое утро, как родители, заглядывали в детскую комнату и хвалили: тут порядок. До какого-то времени это было важно, что США были нашим внутриполитическим ресурсом, ресурсом нашей демократии и права».
На вопрос о том, являлся ли процитированный в прессе призыв похоронить пакт Молотова-Риббентропа попыткой «перезагрузить» отношения с соседней страной, Ронис ответил, что это была ошибка СМИ, он такого не говорил. «Пакт Молотова-Риббентропа мы не имеем права забывать. В отношениях с Россией нам нужно общее познание истории, чтобы в сердцах наших людей надолго наступило примирение», - сказал глава латвийского МИДа.

О возможных последствиях правительства «Центра согласия» Ронис сказал, что он не верит, что праивтелсьтво Латвии, каким бы оно ни было, захочет подчиняться интересам «Москвы или какой-то еще столицы». В свою очередь, рост российского влияния здесь определит не парламент, а экономика и то, «что мы будем делать во внешней политике, чтобы привлечь в государство и экономические, и политические ресурсы». «Надеюсь, что наши традиционные партнеры по сотрудничеству это понимают», - отметил министр.

СМИ Грузии

Подытоживая двухгодичный период после грузино-российской войны 2008 года, директор Института политологии Малхаз Мацаберидзе отметил в интервью агентству «Интерпресньюс» успехи и неудачи грузинской и российской политики, которые стороны достигли за это время на международной арене. По его мнению, при многих потерях во время войны и после нее, спустя два года, в целом, для грузинской стороны положение изменено в лучшую сторону.

Говоря о том, чего не смогла достичь грузинская сторона и что можно считать успехом российской политики, Мацаберидзе отмечает, что «стала туманной» перспектива вступления Грузии в НАТО; Грузия не смогла добиться выполнения со стороны России соглашения от 12 августа; вопрос Грузии больше не является проблемой в отношениях между Западом и Россией. Также, грузинская сторона не смогла достичь деоккупации Абхазии и Южной Осетии, что превратилась в долгосрочную задачу; не смогла добиться возвращения беженцев из конфликтных регионов. Кроме того, Грузию покинули миссии ОБСЕ и ООН; а наблюдателей Евросоюза не пускают на оккупированные территории. По словам политолога, с другой стороны, Россия также не смогла достичь определенных целей: За прошедшие два года Грузия смогла избежать изоляции и укрепила свои позиции на международной арене; России трудно защитить собственную версию про войну. Кроме того, практически исключена возможность начала новой войны со стороны России против Грузии; в Грузии не произошла смена власти, и в стране события не разворачивались по сценарию, который был бы выгоден России. Независимость сепаратистских регионов Грузии не признал никто, кроме нескольких маргинальных государств. «Суммируя спустя два года почти все ощутимые результаты войны, есть основание сказать, что если грузинские власти не допустят ошибку, результаты августовской войны для России должны стать проблемой», - заключает Мацаберидзе.

По словам политолога, в августе 2008 года Россия достигла военного успеха против Грузии. При этом военное нападение сопровождала информационно-пропагандистская атака, с помощью которой Россия пыталась вывести Грузию в роли агрессора и, тем самым, поставить в положение международной изоляции. Грузии, в основном, приходилось защищаться, и позиции грузинских властей при этом не выглядели твердо. Рассматривались вопросы о начале новой войны против Грузии и смены власти Грузии неконституционным путем. «Спустя два года, с точки зрения международного положения, ситуация для Грузии изменена в лучшую сторону. У Грузии появились определенные гарантии безопасности; и, что главное – Грузия перенесла внутриполитический кризис. В этом также большая заслуга оппозиции, которая не прибегла к неконституционным методам смены власти. Сегодня Грузия имеет возможность, стать на пути развития демократических институтов. За прошедшие два года для Грузии произошло и много плохого (например, смена власти в Украине, смерть президента Польши и его команды), но в целом, если сравнить с периодом два года назад, положение изменено в пользу Грузии», - считает Малхаз Мацаберидзе.

СМИ Таджикистана

В публикации в газете «Озодагон» сообщается, что в результате засухи в России правительство этой страны намерено ввести запрет на экспорт пшеницы с середины августа до конца этого года. Россия является одним из больших экспортеров пшеницы и ячменя, пишет автор. Аналитики считают, что запрет на экспорт приведет к повышению цен на зерно и муку в Таджикистане. По словам председателя Национального банка Таджикистана Шарифа Рахимзода, повышение цены на муку приведет к росту уровня инфляции в стране.
Автор напоминает, что в прошлом году в Таджикистане был собран рекордный урожай зерновых. По данным министерства сельского хозяйства республики, в 2009 году в стране было собрано более 1 млн. тонн зерновых. Автор отмечет, что многие эксперты отмечают, что представленные статданные далеки от реальных цифр, так как, несмотря на то, что собран рекордный урожай, объем импорта зерновых остается на прежнем уровне.

В публикации в издании «Бизнес&Политика» рассказывается о вступлении Таджикистана во Всемирную торговую организацию. Активная фаза вступления в ВТО Таджикистаном была начата в прошлом году, так как в 2006 году три страны-члена Евразийского экономического сообщества (Белоруссия, Казахстан и Россия) приняли решение о создании Таможенного союза. Получилось, что Таджикистан, Киргизия и на то время Узбекистан остались за бортом. Поэтому республике необходимо было принять решение и ответить на риторический вопрос «Что делать?»: активизировать свою работу по вступлению в ВТО или все же будем ждать, когда сформируется Таможенный союз и стремиться стать его членом. Решение пришло само собой - сейчас важнее вступить в ВТО. В Таможенный союз, по мере того как он будет формироваться, будем вступать потом, отмечается в статье.

По словам Ларисы Кисляковой, начальника управления внешнеэкономических связей министерства экономического развития и торговли Таджикистана, кроме общих вопросов относительно законодательства республики, проводятся двухсторонние переговоры между странами. «Наша цель – защитить наш рынок в той части, где мы по каким-то секторам очень чувствительны, это может быть и сельское хозяйство, и отрасли перерабатывающие сельхозпродукцию, и текстильное производство, энергетика, - отмечает Кислякова. - Мы сидим и, можно сказать, торгуемся, выторговываем каждую пошлину, каждый тариф и поэтому от переговорщиков очень многое зависит».

В публикации отмечается, что став членом ВТО Таджикистан получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. «Присоединение Таджикистана к ВТО неизбежно приведет и к некоторым потерям. Правительству придется компенсировать эти потери с помощью других налогов и сборов», - подчеркивается в публикации.

По словам заместителя директора Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Таджикистана Олимджона Бобокалонова, для вступления в ВТО республике необходимо подготовить свою экономику, так как в условиях проведения политики «открытых дверей» страна может не получить положительных результатов и стать «просто сырьевым придатком высокоразвитых стран».

Фарида Муминова, начальник управления макроэкономических исследований ЦСИ, считает процесс вступления Таджикистана в ВТО «эволюционным», который сочетает внутренние и внешние интересы. «В условиях низкой конкурентоспособности мы можем потерять те ниши даже на внутреннем рынке, которые сейчас за нами, и будут вытеснены зарубежными производителями. В некоторой степени осуществляются шаги для того, чтобы укрепить нашу промышленность в первую очередь, с тем, чтобы выйти на те позиции, которые мы запланировали более подготовленными», - добавляет Муминова.

СМИ Узбекистана

Незначительные сомнения в том, что участие в организации кровавой бойни на юге Киргизии “доля” спецслужб Узбекистана огромна, полностью развеялись после распространения 24 июня с.г. пресс-релиза государственной службы национальной безопасности (ГСНБ) Кыргызстана. ГСНБ, сама того не понимая, как малое дитя, ляпнула правду-матку, пишет интернет-сайт Muslimuzbekistan.com. По убеждению ГСНБ заказчиком резни в Оше-Джалалабаде являются свергнутый президент К.Бакиев и его окружение, а исполнители – киргизские узбеки, “Исламское Движение Узбекистана” (ИДУ) и “Союз Исламского Джихада” (СИД).

Одно можно утверждать со стопроцентной уверенностью: это – позиция пришедших к власти путем государственного переворота Розы Утунбаевой и ее соратников, т.к. без одобрения (подписи) главы государства ГСНБ подобный пресс-релиз обнародовать не может. Этим они, во-первых, не стали скрывать свое истинно фашистское отношение к узбекскому населению страны, и, во-вторых, вынесли себе исторический приговор.
Думаю, что к пресс-релизу ГСНБ Кыргызстана свое внимание обратят квалифицированные специалисты-эксперты и не только раскроют его абсурдность, но и докажут, что его идея исходила от Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана. С чьей шпаргалки списан пресс-релиз ГСНБ Кыргызстана, задает риторический вопрос автор.