«Думаю, что в ближайшее время произойдут большие перемены, и политика неразумного национализма закончится», - сказал в беседе с соотечественниками в Доме Москвы во время своего короткого, но богатого поучениями визита долгожитель российской политики, мэр Москвы Юрий Лужков. Еще никому из государственных деятелей такого ранга в ходе официального визита не приходило в голову позволить себе то, что Лужков. Он сказал, что «Латвия должна стать двуязычным государством, и это откроет большие экономические и финансовые возможности соседней страны». Эти признания нас не удивляют, потому что укрепление русского языка в Латвии, как чудодейственное средство для возрождения экономики, упоминают также отечественные политики, говоря об этом и по-латышски, и по-русски.
Лужков, конечно, не Путин, не Медведев. Однако он один из лидеров «президентской партии» «Единая Россия», и люди такого ранга не высказываются просто так, не думая о последствиях. Вспомним, что «Единая Россия» и лидер предвыборных рейтингов «Центр согласия» заключили договор о сотрудничестве, и рассуждения Лужкова нужно оценивать в этом контексте.
Всего лишь за день до визита Лужкова президент Латвии Валдис Затлерс выступил с заявлением в связи с подготовкой к своему официальному визиту в Россию. Он, вот, считает, что этот визит «поможет снять напряженность с вопросов, о которых традиционно с Россией было сложно говорить, например, об истории», и подтвердил, что «экономические блага от России не будут куплены политической ценой». Однако президент довольно долго молчал, не реагируя на высказывания мэра Москвы, которые свидетельствовали совсем об обратном: важная политическая сила России, которая к тому же у власти, все же готовится положить на одну чашу весов творожный сырок Kārums и «двуязычную Латвию», губные помады Dzintars и «разумную национальную политику». Наконец, те, кто следит за делами президента в социальной сети Twitter, в поздний утренний час «напали» на запись: «Рижский замок, президент государства: Советы чужаков нам не нужны. Латышский язык является и будет единственным государственным языком. Латышский язык должен объединять всех жителей Латвии».
Напрасно искать это сообщение в каком-то национальном информационном агентстве или на сайте президента. Так же смирно вел себя МИД: использовал возможность помолчать о явно вызывающих текстах Лужкова. Потому что именно МИД готовит визит президента в Москву. Однако, чтобы все прошло гладко, уже давно от Латвии ожидается «позитивный информационный фон» в отношении процессов в России. Это можно сравнить с возвратом к пережитому в 1939 году, когда в Латвии действовала своего рода цензура, не допускавшая, чтобы в прессу поступали сведения об СССР, которые могли быть нелестными для его вождя и существовавшего у соседей режима.
Ход Лужкова – это «разведка боем», политик мастерски проверил те границы политической допустимости, которые существуют в Латвии. В том числе и в интересах своего партнера по сотрудничеству – «Центра согласия». И оказалось – этих границ или нет, или они слабы. И те политики, которые должны были для латвийского общества, а также «большого московского гостя» сделать четкое и жесткое заявление, не оставляя это вызывающее высказывание без внимания, этого просто не сделали. Будто бы он за столом пиршества пролил себе на брюки майонез, и вежливые люди сделали вид, что не заметили.
Перевод: Лариса Дереча