Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уроки Второй Ливанской войны - неожиданные параллели

© коллаж ИноСМИВашингтон пытается найти способ выбраться из афганской трясины
Вашингтон пытается найти способ выбраться из афганской трясины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние недели в США ведется активная общественная дискуссия по теме военного вмешательства в дела Ливии. Прежде всего обсуждается конституционно-политический аспект вопроса. Основные претензии предъявлены президенту Обаме: он не просил (и не получил) разрешение конгресса на ведение военных действий в Ливии и перевод с этой целью американского армейского контингента в другой регион мира.

Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)

В последние недели в США ведется активная общественная дискуссия по теме военного вмешательства в дела Ливии. Прежде всего обсуждается конституционно-политический аспект вопроса. Основные претензии предъявлены президенту Обаме: он не просил (и не получил) разрешение конгресса на ведение военных действий в Ливии и перевод с этой целью американского армейского контингента в другой регион мира.

Аргументация президента, отвергающая подобного рода претензии, свелась к следующему: речь не идет о войне, а поэтому не было никакой необходимости обращаться в конгресс. К тому же, с формальной точки зрения, глава государства в подобном обращении не нуждается. Президент, утверждает Белый дом, является верховным командующим вооруженных сил США, и лишь продолжительная война, которая нуждается в особых бюджетных ассигнованиях, требует, согласно закону, обращения к членам конгресса.

Республиканский конгресс (а также ряд сенаторов от Демократической партии и экспертов в законодательной сфере) утверждает, что президент нарушил Закон о полномочиях от 1973 года. Этот закон, который был принят в период завершения войны во Вьетнаме, а также после публикации документов Пентагона, свидетельствующих о многочисленных правонарушениях со стороны американской администрации, был призван наказать президента Никсона и предотвратить в будущем подобное развитие событий. Особенно это касалось колоссальных средств, потраченных на ведение провальной войны, мобилизованных президентами Кеннеди и Джонсоном, начиная с 1963 года.

Согласно этому закону, президент имеет право объявить войну лишь в случае чрезвычайного положения, когда существует непосредственная угроза безопасности США. Он обязан сообщить о своем решении конгрессу в течение 48 часов с момента объявления войны. Если конгресс не утвердит это решение, основной армейский контингент имеет право оставаться в зоне военных действий не более 60 дней. Еще 30 дней дается на отступление.

Обама, утверждают республиканцы, нарушил этот закон по всем его параграфам. Действия в Ливии, отвечает президент, войной не являются. Хотя эта дискуссия носит конституционный характер и касается особенностей американской системы правления, есть в ней и политический аспект: кто на самом деле обладает полномочиями вступать в войну, кто несет ответственность за ведение войны и за ее результаты, кто определяет жизненно важные интересы государства?

На первый взгляд, эта вся эта вашингтонская дискуссия нерелевантна для Израиля – ни в конституционно-законодательном плане, ни в отношении последней войны в нашем регионе – Второй Ливанской. Между тем, на теоретическом уровне, если бы война 2006 года была рассмотрена через призму американского Закона о полномочиях, мы получили бы очень интересные и важные для будущего страны и общества результаты. Давайте представим такой сценарий. В июле 2006 года израильское правительство решает незамедлительно отреагировать на похищение и убийство солдат ЦАХАЛа в районе ливанской границы. Премьер-министр Эхуд Ольмерт провозглашает чрезвычайное положение в национальных масштабах.

В течение 48 часов Ольмерт обращается в кнессет и просит санкционировать длительное ведение боевых действий (более 60 дней). Кнессет утверждает просьбу главы правительства большинством голосов (98 против 22). И на этом заканчивается, так и не начавшись, конституционный спор. Начинается война – ракетные обстрелы, убитые, резолюция ООН за номером 1701, а позднее – комиссия Винограда и отставка министра обороны.

Если анализировать события лета 2006-го года в соответствии с американским Законом о полномочиях, то возникает главный вопрос: имело ли место «чрезвычайное положение в национальных масштабах» в июле 2006 года? Находились ли израильские стратегические интересы под угрозой, требующей немедленных действий подобного рода? Существовали ли иные методы – военные и политические – ведения этой войны?

Критика Второй Ливанской, раздающаяся в адрес тогдашнего правительства, очень часто содержит многочисленные преувеличения. Однако и сторонники решения кабинета Ольмерта непомерно раздувают успехи Второй Ливанской, отказываясь признавать колоссальные ошибки, допущенные политическим и армейским руководством, и сомнительные результаты этой войны.

Те, кто с гордостью рассуждают сегодня об успехе «стратегического сдерживания» и о «спокойной границе», забывают упомянуть, что «Хизбалла», которая в 2006 году имела 12 тысяч ракет, сегодня располагает сорока тысячью. Северная граница «спокойна», потому что это служит интересам «Хизбаллы», а не потому что шиитскую группировку пугает возможное противостояние с ЦАХАЛом. Израильский тыл по-прежнему лишен реальной и эффективной защиты. Возможности армии ограничены в силу политических причин, и международная легитимность военных действий Израиля находится под вопросом.