Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Газовая «матрешка»

Украинская власть рискует потерять контроль над энергетической системой страны

© коллаж ИноСМИГазопровод в странах
Газопровод в странах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на громкие обращения власти к европейцам относительно создания международного газотранспортного консорциума, есть глубокие сомнения, что где-то в Брюсселе или на Западе кто-то получил официальные предложения украинской стороны по этому поводу. А вот Россия не разочаровала своих партнеров в Европе грандиозным «Газпром-шоу» Теперь очередь Украины провести церемонию обмена подарками с Кремлем.

Несмотря на громкие обращения власти к европейцам относительно создания международного газотранспортного консорциума, есть глубокие сомнения, что где-то в Брюсселе или на Западе кто-то получил официальные предложения украинской стороны по этому поводу. А вот Россия не разочаровала своих партнеров в Европе грандиозным «Газпром-шоу» 8 ноября в немецкому Любмине по случаю открытия первой очереди «Северного потока». Теперь очередь Украины провести церемонию обмена подарками с Кремлем, и очень похоже на то, что состоится она по принципу «вы нам более дешевый газ, мы вам трубу и все к ней».

По крайней мере, об этом свидетельствуют действия украинской власти после саммита в Завидове. Но сегодняшняя ситуация в Европе предостерегает против глупой сдачи национальных интересов.

«Добиваться приобретения»

Один из прогнозов Национального разведывательного совета США «Глобальные изменения мира-2025», опубликованный в 2010 году: «Преступность может оказаться величайшей проблемой, когда евразийские транснациональные организации, которые черпают силу в добыче топлива и полезных ископаемых, станут более влиятельными и расширят свою сферу деятельности. Одно или несколько правительств в Восточной или Центральной Европе могут быть жертвой их доминирования». Похоже, что в случае с одной из стран Восточной Европы - Украиной - он уже оправдался.

 

Читайте также: «Северный поток» - бесполезная трата денег, но для Польши это неважно


Прогноз Джорджа Фридмана из STRATFOR касается уже не только постсоветского пространства: «В развитии действий России будет три фазы. На первой она сосредоточится на восстановлении влияния и эффективного контроля в пределах бывшего СССР, воспроизведении советской системы буферов. На следующей попробует построить второй ряд буферных зон уже вне бывшего Союза». Очевидно, что страны, которые граничат с постсоветским пространством, в частности Словакия и Венгрия, а также Польша и Румыния, попадут в зону особого внимания в случае достижения РФ своих целей в Украине и Белоруссии. Короче, не спрашивайте, по Украине ли звонит этот колокол; он звонит по Европе тоже.

Однако пока не завершена «первая фаза», особенно внимательно должно быть руководство в странах - соседях РФ. Причем не только к вопросам стратегическим, связанным с национальными интересами, а и к сугубо «прагматическим», язык которых очень понятен нынешней власти в Киеве. Ведь, например, если припомнить так называемую Программу Лаврова 2010 года (Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов с целью долгосрочного развития Российской Федерации, подготовленная в МИД РФ), то там четко зафиксирована позиция: «Добиваться приобретения контрольных пакетов акций крупных украинских предприятий российскими инвесторами». А также не допускать зависимости таких предприятий от украинских поставщиков. Казалось бы, предупреждение более чем недвусмысленное. Но в Киеве его предпочитают не замечать.

 О границе компромиссов

25 октября Николай Азаров в очередной раз заявил, что договоренности с РФ относительно цены на газ будут достигнуты максимум через месяц. По его оценке, российское руководство в переговорах относительно газа «не делает уступок, а идет путем поиска компромиссов». В этой оговорке - или признании - корень проблемы для нашей власти. Премьер-министру следовало бы  знать, что компромисс - это согласие, добытое в результате взаимных уступок. Ключевое слово - «взаимных». А Россия не идет на уступки - здесь Азаров, очевидно, просто констатирует факт. Но как тогда она может «искать компромиссы»?

Если вспомнить газовые договоренности 2004 (Ялта), 2006 (Москва), 2009 (Москва) и 2010 (Харьков) годов, то они как раз иллюстрируют торжество российских подходов и все более высокую их цену для нашего государства. Что на этот раз Украина может увидеть как очередной «компромисс»? Наверное, власть уже ощущает, что будущие договоренности вызовут неприятие в обществе. Недаром Азаров 22 октября анонсировал: «И когда мы об этом объявим, появятся разные мысли: кто-то нас будет обвинять, кто-то будет аплодировать». Количество последних (вероятно, во главе с Фирташем), похоже, будет невелико.

Конкретики не сообщают. Глава Минэнергоуглепрома Юрий Бойко заявил, что правительство не собирается обращаться в Международный арбитражный суд в Стокгольме для пересмотра газовых контрактов 2009 года: отношения с Россией для Украины являются стратегически важными, и в связи с этим в дальнейшем все спорные вопросы будут согласовываться только в ходе двусторонних переговоров.

 


Глава президентской Администрации Сергей Левочкин 1 ноября тоже не прояснил ситуацию: «Продолжаются очень сложные переговоры, но я должен сказать, что они на финальной стадии предложений».

Тем временем первая уступка Украины уже просматривается. 26 октября 2011 года во время визита в РФ глава Национального банка Сергей Арбузов договорился о возможности осуществления расчетов за полученный газ в рублях.

Вперед, к «матрешке»

Так называемая скидка в цене на газ в соответствии с Харьковскими соглашениями 21 апреля 2010-го была достигнута не за счет Газпрома, а за счет российского бюджета путем отказа от экспортной пошлины.  Она была снята принятием правительством РФ постановления № 291 от 30 апреля 2010 года. Это может быть упразднено в любое время, так как в юридическом смысле не является частью договоренностей. Субъектом  соглашения 2009-го является Газпром, а он, по словам его руководителей, не благотворительная организация. Поэтому с высокой вероятностью можно утверждать, что Москва так или иначе хочет получить от Украины контроль над ГТС, что будет конвертировано в скидку.

Это подтверждают не только высказывания газпромовского менеджмента или российских членов правительства, но и тезисы Энергетической стратегии РФ прежде всего.

 

Читайте также: «Северный поток» оставил Украину и Польшу один на один с Россией


«Россия будет наращивать усилия по консолидации вокруг своей газотранспортной инфраструктуры основных региональных газодобывающих центров (страны Центральной Азии, Иран) и формировать евразийскую интегрированную газотранспортную систему для обеспечения экспортных и транзитных потоков между Европой и Азией». «Российская трубопроводная инфраструктура станет составной частью энергомоста между Европой и Азией, а Россия – ее ключевым управляющим центром», - это только два положения, которые идеально соответствуют провозглашенному Владимиром Путиным курсу на создание Евразийского Союза, который должен стать своеобразной «матрешкой», которая будет включать в себя и МС, и ЕЭП, и ЕВРАЗЭС, и ОДКБ.

Для наполнения этой «матрешки» наиболее эффективен «газовый аргумент», стрежнем которого является трубопроводная инфраструктура. Упомянутая Программа Лаврова не случайно содержит отдельную позицию относительно нашей страны и газотранспортной системы: «Рассмотрение как стратегии «Северного потока», по мнению западных экспертов, лишь частично решает задачу, которую ставил перед собой Кремль, прокладывая в Балтийском море газопровод из России в Германию: поставки голубого топлива в Европу в обход Украины и Польши. Немецкая сторона скептически воспринимает планы РФ построить новые ветви газопровода, пропускная способность которого на сегодня - только 27 миллиардов кубометров газа в год (через Украину транспортируется около 150 мииллиардов кубометров в год). Однако запуск «Северного потока» может стать дополнительным средством психологического давления Кремля на нашу власть - для получения очередных уступок в обмен на возможную скидку в цене на голубое топливо.

Перевод: Антон Ефремов