Варшава - Трубопровод «Северный поток», который начал поставлять российский газ напрямую в Германию на этой неделе, не имеет экономического смысла, но не подорвет энергетическую безопасность Польши, заявил в среду польский министр иностранных дел Радослав Сикорский.
Польша в прошлом резко критиковала трубопровод, строительство которого было инициировано российским ОАО «Газпром» еще в 2005 году, заявляя, что проект может открыть Польшу для усиленного политического и экономического давления со стороны России, и что его маршрут по Балтийскому морю создает экологические риски.
Пять лет назад: Польские газеты о Балтийском газопроводе
«Мы не изменили нашу точку зрения - это бесполезная трата денег», - заявил г-н Сикорский в интервью газете Wall Street Journal. Министр давно является одним из самых активных критиков этого газопровода, он предлагал наземную альтернативу, которая проходила бы транзитом через Польшу и была бы дешевле.
Польша импортирует около двух третей своего потребляемого газа, закупая его у Газпрома. Она также является страной-транзитером для российского газа, который поставляется в Германию через трубопровод «Ямал-Европа», который находится в совместном владении Газпрома и польской государственной газовой компании PGNiG SA.
Польша переживала период нехватки газа в 2009 году, в результате газового конфликта между Россией и Украиной. Варшава опасалась, что подобные споры могут интенсифицироваться, если Газпром будет иметь возможность перекрывать поставки газа в страны-соседи России так, чтобы это не влияло на поставки в Западную Европу.
Г-н Сикорский заявил, что Польша - в обход которой пошел «Северный поток» - не сильно зависит от природного газа, и сможет диверсифицировать поставщиков для обеспечения своей энергетической безопасности.
«Газ не настолько важен в нашем энергетическом балансе. Он обеспечивает лишь 14% электроэнергии Польши», - заявил г-н Сикорский. Треть от всего количества потребляемого газа приходит из самой Польши, и этого достаточно, чтобы снабжать газом все домовладения в стране. Импортируемый газ используется промышленностью, в основном, в производстве удобрений, сказал он.
Польша планирует производить больше газа на своей территории, используя как обычные месторождения, так и запасы сланцевого газа. У Польши имеются извлекаемые запасы сланцевого газа в размере 5,3 триллиона кубометров, что эквивалентно потреблению страны в течение более чем трехсот лет, ранее сообщало американское Министерство энергетики.
Подробности: Польша стремится к независимости от России с помощью сланцевого газа
У нее также есть соглашение с Катаром на поставки сжиженного природного газа (СПГ), которые могут начаться в 2013 году после того, как Польша завершит строительство порта для СПГ, сказал г-н Сикорский.
Она также сможет покупать газ у немецких компаний, которые пользуются газопроводом «Ямал-Европа», сделав отвод и забирая российский газ с польского участка трубопровода, добавил он.
Тем временем PGNiG в понедельник запустила процедуру арбитражного разбирательства против Газпрома, требуя более низких цен, на основании того, что то, сколько берет Газпром сейчас по долгосрочному соглашению, подписанному в 1996 году, превышает цены спотового рынка.
Подробности: Польша объявляет войну Газпрому
У Польши есть «сильные аргументы» для поддержки своих требований более низких цен на природный газ от Газпрома, сказал г-н Сикорский.
«В рамках долгосрочных контрактов всегда идут постоянные переговоры, на которые влияют рыночные условия», - сказал он.
Спотовые цены в Европе снизились после того, как американское производство сланцевого газа привело к высвобождению лишних объемов поставок СПГ, которые теперь идут в Европу.
«Это должно найти свое отражение в ценовой формуле и в реальной цене», - сказал г-н Сикорский.
Газпром использует ценовую формулу, привязанную к цене на нефть, но цены на нефть и на газ на мировом рынке недавно были разведены на фоне снижения спроса в Европе и появления на рынке газа из нетрадиционных источников, в первую очередь, сланцевого газа.
В число других европейских компаний, также обратившихся в международный арбитраж по поводу слишком высоких цен Газпрома, входят также немецкие E.ON AG и RWE AG.