Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Nord Stream опять интересуется экономическими водами Эстонии - газопровод по дну Балтийского моря из России до Германии хотят расширить, и его проще пропустить через Финский залив по эстонской стороне. То тут, то там можно услышать о закреплении Nord Stream в Эстонии, о проведении медийных мероприятий по знакомству с газопроводом и поисках контактов с премьер-министром Андрусом Ансипом.

Nord Stream опять интересуется экономическими водами Эстонии - газопровод по дну Балтийского моря из России до Германии хотят расширить, и его проще пропустить через Финский залив по эстонской стороне. То тут, то там можно услышать о закреплении Nord Stream в Эстонии, о проведении медийных мероприятий по знакомству с газопроводом и поисках контактов с премьер-министром Андрусом Ансипом. Перед Эстонией - новый выбор: продолжить стоять в равновесии или запрыгнуть в лодку.

Противостояние Эстонии газопроводу не дало результатов, Эстония осталась в явной изоляции. Поддержку не оказали ни Швеция, ни Финляндия.  Противостояние Эстонии опиралось в основном на экологические аргументы - премьер-министр как-то на правительственной пресс-конференции долго говорил, что могут наделать при проведении донных работ покоящиеся на морском дне снаряды с ядовитым газом военного времени. Да и многие эстонские ученые указывали, что при укладке трубопровода на морское дно могут начать действовать вещества с меньшей токсичностью - диоксины, которые через рыбу могут дойти и до нас. С аргументами Эстонии всегда была та проблема, что разговор премьер-министра о ядовитых газах вскоре прекратился, словно они его больше не волнуют, а рассказы некоторых эстонских ученых не вызвали особого резонанса среди зарубежных ученых.

Давно стало ясно, что озабоченности Эстонии были прежде всего политическими и касались безопасности. У нас не видели особой необходимости поддерживать российско-германскую инициативу, сам Nord Stream не проявил со своей стороны достаточной открытости и доброй воли. Вот так и возникла замкнутость. Далее последовали страхи, что к трубопроводу прикрепят различные системы слежения или что его начнут постоянно охранять военные корабли, усиливая активность России в море близ Эстонии.

Что же делать? Nord Stream существует вопреки желаниям Эстонии. Следовало бы реалистически оценить, какую на самом деле военную угрозу будет представлять для Эстонии судоходное движение и прочая деятельность вокруг Nord Stream, прибавляет ли она что-то реальное к тем разведывательным возможностям, которые у России и без того есть в отношении Эстонии. И будет ли без газопровода меньше военных кораблей России вблизи эстонских вод. Следует учитывать, что они перемещаются так или иначе. Сейчас же, кажется, о трубопроводе говорят как о большей угрозе по сравнению с другими, обычными угрозами безопасности (мощь России, настроенность здешней некоренной общины). Если чего-то и опасаться, то скорее танковой трубы, чем газовой. И разумеется, шпионов в министерствах и полиции безопасности.

Сможет ли Эстония что-нибудь реально выиграть, если согласится - вопрос открытый. Пошло бы на пользу улучшение эстонско-российских отношений, но этому нет никаких гарантий. В то же время, разговоров о противодействии Nord Stream больше не ведется. Это - как прошлогодний снег. В отношениях между Эстонией и Россией есть более серьезные проблемы, чем этот разговор.

Перевод: Алексей  Архипов