Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гнев - один из смертных грехов, но журнал Civiltà Cattolica его реабилитирует. Журнал иезуитов, статьи которого предварительно должны быть одобрены Государственным секретариатом Ватикана, пересматривает отношение к чувству гнева. Есть разные виды гнева, и ярость, усмиренная христианским «состраданием», приобретает другой оттенок.

Гнев остается одним из смертных грехов, но журнал Civiltà Cattolica его реабилитирует. Журнал иезуитов, корректуры статей которого предварительно должны быть одобрены Государственным секретариатом Ватикана, пересматривает отношение к чувству гнева. Это душевное состояние хорошо известно в Римской курии в эпоху Ватиликс (Vatileaks) и повседневных войн за власть посредством досье и утечки секретных документов между соперничающими церковными группами. Конечно, есть разные виды гнева, а ярость, усмиренная христианским «состраданием», приобретает другой оттенок.


«Гнев представляет собой целый спектр различных, хотя и связанных между собой чувств, среди них назовем ярость и уныние. Обычно эти чувства считаются негативными в моральном плане, их надо избегать и игнорировать. Однако они оказывают ценную помощь в человеческой жизни. Оба эти чувства имеют связь с надеждой и справедливостью, без них не обойтись человеку в жизни», - подчеркивает иезуит Джованни Куччи в статье «Гнев: зло, которое надо избегать, или помощь в жизни?». Статья появилась в престижном журнале, в ней предлагается делать различия «между гневом и гневом».

В статье в основном рассматривается психологический аспект и возможное влияние вышеупомянутых чувств на духовную жизнь. Статья предостерегает от опасного «смешения христианского опыта со стремлением к благополучию, которое очень модно в наши дни». Как пишет отец Куччи, нужно уточнить, что «гнев сам по себе не является ни хорошим, ни плохим чувством, потому что, как всякое чувство, он связан с природой человека и его способностью принимать близко к сердцу различные ситуации и поведение людей».


Читайте также: Должна ли церковь молчать об однополых браках?


Агрессивность очень важна для выживания. «Именно она помогает нам, если мы оказываемся в беде», - объясняет редактор журнала Общества Иисуса. Гнев является компонентом психики, и по античной классификации принадлежит к разряду «страстей». Он предшествует всякой моральной оценке. Следовательно, бесполезно задавать вопрос о его возможной праведности. «Итак, страстями нужно управлять. Если будет взято правильное направление, то это принесет свои позитивные плоды, а если пойти по ошибочному пути, то результат будет отрицательным, - говорит отец Куччи. - Страсть не несет ответственности за свое возникновение, но нужно направить ее по правильному руслу. Субъект должен сделать выбор и дать моральную оценку страсти. Он может использовать страсть для преодоления трудностей апостольской миссии или для ограбления банка».

Тесный бином между агрессивностью-гневом-надеждой и депрессией-отчаянием-печалью, как утверждает отец иезуит, «фундаментален для человеческой жизни с психологической, моральной и духовной точек зрения; например, убежденность в своей способности преодолевать трудности лежит в основе высокой самооценки и лучшего выбора жизненного пути, особенно - в крайне тяжелых ситуациях». Отец Джованни Куччи считает, что отрицание гнева «безусловно не ведет к более спокойной и размеренной жизни, но может привести к потенциально взрывоопасной ситуации; эмоции восстают, если к ним не прислушиваться, если не найти для них разрешения. И последствия этого могут быть еще более разрушительными как для самого человека, так и для окружающих его людей». Затем в статье, напечатанной в журнале Civiltà Cattolica, рассматриваются такие вопросы, как отрицание гнева и вызывающие его причины, отношение между состоянием депрессии и духовной жизнью, есть предупреждение о риске неправильного прочтения «оздоровительной» роли духовной жизни. Отец Куччи утверждает: «Определенная «оздоровительная» культура, широко распространенная в наши дни, рискует привести к большой двусмысленности в этом вопросе. Есть ситуации, через которые пришлось пройти Иисусу, в которых на кон ставится нечто большее, чем личное благополучие и сама физическая жизнь».

Также по теме: Церковь евангализирует исламскую Европу?

Цель христианской жизни заключается не просто в хорошем «самоощущении», так как в этом случае можно впасть в чистый эгоизм, тревогу и озабоченность, если потребуется сделать тяжелый выбор в соответствии с требованиями христианской жизни. Отец Куччи комментирует: «Надежда, возникающая при вспышке агрессивности, придает мужество и способствует выживанию в ожидании лучших времен». Она удерживает нас на плаву, заставляет нас искать достойного жизненного пути в соответствии с христианским опытом. «Надежда не усыпляет деятельность, она дает необходимый толчок, когда приходится преодолевать трудности», - говорит он.

В этом смысле психологический анализ и духовная жизнь могут прийти к похожему заключению: «Как на человеческом уровне способность надеяться на других не приводит к уходу от собственной ответственности, так надежда вполне искренне принимает в расчет внутренние ресурсы и внешнюю помощь. В нашем отношении к Богу мы верим в спасение как в дар, что не исключает того, что мы должны всецело полагаться на наши внутренние силы».

Важно очертить основополагающие моменты. «Ограниченность и уязвимость, даже если они приводят к страданию, не являются чем-то отрицательным, подлежащим уничтожению, но скорее являются проявлением человечности. Как сказано в Евангелии, страдание не исключено в зрелом духовном человеческом опыте, как не исключены любовь и грусть», - завершает статью отец Куччи.