Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кристиан Граггабер всегда хотел создать собственную компанию в России. Поэтому, когда он решил, что оставит работу в южноафриканской транснациональной корпорации лесного хозяйства и поедет на учебу в московскую школу бизнеса «Сколково», чтобы именно там получить диплом магистра делового администрирования, у него была ясная и четкая цель.

Кристиан Граггабер (Christian Graggaber) всегда хотел создать собственную компанию в России. Поэтому, когда он решил, что оставит работу в южноафриканской транснациональной корпорации лесного хозяйства и поедет на учебу в московскую школу бизнеса «Сколково», чтобы именно там получить диплом магистра делового администрирования, у него была ясная и четкая цель.

Прошло два года, и из сферы лесного хозяйства он перешел в индустрию моды, используя программу бизнес-школы и новые связи для создания собственного предприятия.

«Я прочитал статью про «Сколково» в Financial Times, и там предлагалась революционная модель МВА – учеба на практике. 10 лет назад я изучал менеджмент в Италии, так что мне не хотелось повторять пройденное и снова учить теорию бизнеса» - говорит Граггабер.

Московская школа управления «Сколково» предлагает программу МВА, которая сосредоточена на быстроразвивающихся рынках и подчеркивает важность практического опыта ведения бизнеса по сравнению с теорией менеджмента. Главное внимание в ней уделяется проектам по созданию новых компаний в самых разных секторах - от сферы высоких технологий до инфраструктуры и потребительских товаров.

Читайте также: Кремль сохраняет свое влияние на бизнес

В России и за ее пределами многие школы бизнеса, готовящие магистров делового администрирования, по-прежнему основное внимание уделяют теории, и много времени посвящают изучению конкретных примеров оптимального менеджмента. Однако реалии, связанные с работой на формирующихся рынках в таких странах, как Бразилия, Россия, Индия и Китай, могут быть очень далеки от того, что написано в учебниках. Непреклонная бюрократия, коррупция и постоянная головная боль с логистикой -  вот характерные черты большинства стран БРИК, и работающие там менеджеры должны понимать существующую на местах действительность.

Школы бизнеса стали особенно популярны после краха коммунизма и появления потребности в новом понимании сути управления и его методов. Сейчас получить степень магистра делового администрирования предлагают около 150 вузов. Большинство из них ведет обучение на русском языке, хотя некоторые имеют аккредитацию признанных зарубежных учебных заведений. Программа «Сколкова» - одна из лучших. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета предлагает программы обучения с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (MBA) и диплом «Executive Master of Business Administration».

В программе МВА в «Сколкове» теория менеджемента преподается одновременно с консультациями по конкретным проектам и включает двухмесячный проект по стратегическому консалтингу в России (часто - в регионах), два месяца работы в российском стартапе, двухмесячный проект с оперативной управленческой работой в Индии и еще один проект на два месяца в Китае.

«Мы считаем программу МВА очень революционной, предлагающей гораздо больше практического опыта работы на быстроразвивающихся рынках, чем большинство МВА», - говорит директор программы ЕМВА «Сколкова» Валерия Павлюковская. В этой программе имеется модуль, предусматривающий создание участниками собственной компании.

Также по теме: Утечка капитала из России


В этом году в школе проходят обучение 200 человек по программе ЕМВА и 45 – очно по программе МВА. В обеих программах особое внимание уделяется предпринимательским навыкам и практическому опыту, и именно это привлекло в школу австрийца Граггабера.

Он - учредитель и генеральный директор онлайновой компании по продаже ювелирных украшений Juvalia & You, которая в своей работе полагается на торговых представителей. В компании их называют стилистами, и они проводят вечеринки и продают бижутерию своим друзьям, как это делают Avon и Mary Kay, реализуя косметику.


Компания появилась одновременно в четырех странах – России, Германии, Индии и Бразилии, когда там была обнаружена ниша в недорогой бижутерии, которая в США уже заполнена. В России Juvalia & You нацелена в основном на регионы за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, где у покупателей гораздо меньше возможностей в розничной торговле.

По словам Граггабера, его сколковский диплом стал ключом к поиску партнера по бизнесу в России, а также к пониманию уникальных особенностей этого рынка.

«"Сколково" открывает вам колоссальную сеть, куда входят отцы-основатели бизнеса, включая олигархов, гендиректоров стартапов из сферы электронной торговли и других отраслей. Они предлагают вам офисные помещения и логистическую поддержку, которая необходима, чтобы запустить ваше предприятие», - говорит он.

Читайте также: Где лучше вести бизнес - в России или в Белоруссии?


Через «Сколково» Граггабер познакомился с генеральным директором крупного российского интернет-магазина модной одежды KupiVIP, и они совместно создали предприятие по продаже украшений. Такая схема помогла получить финансирование для начала работы и необходимые знания в этой сфере.

«Россия намного бюрократичнее, чем Индия или Бразилия, и ты тратишь гораздо больше времени на волокиту, чем на других рынках, когда создаешь компанию и занимаешься вопросами логистики, - говорит он. - Кроме того, здесь огромные расстояния, а это еще одно осложнение».

Партия товара может застрять на таможне, поэтому компания вынуждена держать на центральном складе гораздо большие запасы, чем в Индии или Бразилии. «Нам приходится делать так, чтобы задержки на таможне не мешали стилистам заниматься продажами», - отмечает Граггабер.

В процессе обучения в «Сколкове» принимают участие преподаватели из известных вузов, таких как бизнес-школа INSEAD и Массачусетский технологический институт, а также российские олигархи и ведущие бизнесмены. Именно это привлекло в школу Руслана Мухаметзянова, генерального директора Московской объединенной сетевой компании.

Мухаметзянов вместе с товарищами учредил эту компанию в рамках модуля ЕМВА по созданию стартапов. Половина этой группы учредителей из восьми человек работала в энергетической отрасли, а двое были банкирами.

Также по теме: Турецкие бизнесмены говорят о процветании России

«Наша идея состояла в развитии маленьких самостоятельных электростанций, которые решают проблемы с подключением потребителей к электроснабжению и отоплению», - говорит он.

В России потребители могут месяцами ждать подключения к сети в районах, которые существующая сеть не обслуживает. А эта проблема замедляет создание и работу начинающих компаний. В разработке бизнес-плана им очень помогли советы президента бизнес-школы Андрея Раппопорта, который до 2009 года работал председателем правления ОАО «ФСК ЕЭС», а в 1990-е годы - председателем правления «Альфа-Банка». «Мы серьезно изменили свою идею после регулярного общения и рекомендаций Андрея Раппопорта», - вспоминает Мухаметзянов.

Однако не все программы МВА придают столь большое значение практическим знаниям и навыкам как способу преодоления трудностей в российском бизнесе. Всероссийская академия внешней торговли, основанная в 1930-х годах для обучения советских торговых представителей, а сегодня проводящая курсы обучения по МВА, больше внимания уделяет теории управления и менеджмента.

«Наши студенты раньше не изучали бизнес, поэтому мы больше, чем другие школы, уделяем внимание подготовке студентами магистерских диссертаций», - говорит декан факультета профессиональных программ Ольга Андреева.

Эта школа связана с российским Министерством экономического развития и готовит программы для его сотрудников. А это значит, что 30 процентов обучающихся в ВАВТ по программе МВА студентов - государственные служащие, а некоторые преподаватели занимают государственные посты. Так, в школе читает лекции заместитель председателя российского центрального банка Виктор Мельников.

«В настоящее время в нашем обществе критическое отношение к государственным служащим, но я надеюсь, что [состав наших групп] поможет студентам, которые будут работать в частном секторе, наладить полезные связи», - говорит Андреева. Она отмечает, что обучающиеся по программе МВА чиновники и работники частного сектора многому могут научиться друг у друга.