Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Cмарт» на подиуме

Тесная связь моды и техники длится уже более двух столетий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В это время года может показаться, будто в мире моды достижения в области «согревания/теплоудержания/теплосбережения» являются главной новостью, как это продемонстрировала выставка в музее при нью-йоркском институте технологии моды. На самом же деле, союз моды и технической мысли существует уже более двух столетий.

 

В это время года может показаться, будто в мире моды достижения в области «согревания/теплоудержания/теплосбережения» являются главной новостью, как это продемонстрировала выставка в музее при нью-йоркском институте технологии моды (Fashion Institute of Technology/FIT). На самом же деле, союз моды и технической мысли существует уже более двух столетий.     

 

Дизайнер из Нью-Йорка Энджел Чанг (Angel Chang), известная, как автор цветных принтов, обладающих способностью менять цвет светящихся тканей, а также подкладок с подогревом, утверждает: «Модой движут свежие новые идеи, она развивается и процветает на основе новаторских решений. Поэтому мода и техника тесно связаны между собой. Изобретение швейной машинки и химических красителей в конце XIX века совпало и возникновением моды на портновское искусство».  

 

Выставка в институте FIT, на которой было представлено 100 образцов из архивов собственного музея, показала, как техника оказывала влияние на одежду. Способы этого влияния разнообразны – от использования тканей, которые можно стирать в стиральной машине, и создания пластмассового замка-молнии до внедрения художественных и иногда революционных концепций, которые позаимствовали из мира техники такие дизайнеры, как Александр МакКуин (Alexander McQueen), Рей Кавакубо (Rei Kawakubo), Исси Мияке (Issey Miyake), Пьер Карден, Эльза Скиьяпарелли (Elsa Schiaparelli) и Хусейн Чалаян (Hussein Chalayan).      

 

«Мы видели не одну экспозицию, которые представляли период XX и XXI веков. Но ничего такого, что являлось бы отражением промышленной революции, мы точно не видели ни разу - комментирует Эмма МакКлендон (Emma McClendon), которая организовала эту экспозицию вместе с работниками музея Эриэль Элиа (Ariele Elia), Коллин Хилл (Colleen Hill) и Линн Уайднер (Lynn Weidner). - Эта выставка, скорее, носит исторический характер и отражает те явления, о которых люди не задумываются». 

 

И действительно, по словам историка моды и смотрителя музея Акико Фукаи (Akiko Fukai) «одной из важнейших фигур в мире техники и моды стал химик Уильям Перкин (William Perkin)». Его считают отцом химических красителей, поскольку в XIX веке он получил «анилиновый пурпур». 

 

И, тем не менее, выставка открывается с показа знаковых событий в мире «хай-тек» моды (этот термин относится к таким достижениям XXI века, как электронные ткани и встроенными цифровыми панелями, платья с дистанционным управлением, электронные вышивки с использованием ЖК-технологий и высокая кибер-мода, которая позволяет снимать мерки по интернету). Был показан фильм, в котором на показе коллекции Хусейна Чалаяна к сезону весна/лето 2007 было представлено пять платьев, которые благодаря компьютерам и технологиям в форматах 2D/3D автоматически менялись в соответствии с требованиями моды, возникавшим на протяжении 30 лет.    

 

Помимо этого фильма был продемонстрирован видеоролик голографического показа в Пекине коллекции Burberry за 2011 год, а еще платье с узором в трехмерном изображении и сумочка голландских дизайнеров Freedom of Creation (которые для создания платья использовали лазер с электронным управлением). Прошло уже 10 лет с тех пор, как музей при институте FIT впервые в истории выставил в числе экспонатов постоянной экспозиции ткани с узорами, выполненными с помощью 3D-печати – это произошло, когда музей приобрел один из первых образцов ткани, созданный дизайнерской группой Freedom of Creation.

 

«Музей при институте FIT является специализированным музеем моды, который основное внимание уделяет новым тенденциям в моде – в том числе и тканям с 3D-узорами, - рассказывает директор музея и главный смотритель Валери Стил (Valerie Steele). – Эта технология используется в техническом проектировании и промышленном дизайне уже около 20 лет, с ее помощью создаются модели и опытные образцы. А первыми дизайнерами, которые начали использовать технологию быстрой разработки образцов для создания узоров на тканях стали Йанне Кюттанен (Janne Kyttänen) и Йири Эвенгуис (Jiri Evenhuis) из дизайн-студии «Freedom of Creation».    

 

Правда, в конечном счете, самыми яркими и запоминающимися экспонатами выставки являются те, что были созданы еще раньше и не столь технологичны по технике исполнения. Среди них стоит упомянуть мужские трикотажные рейтузы и жакет машинной вязки (1780-1800), выставленные для того, чтобы продемонстрировать, каким образом с помощью новейшей механизированной вязальной машины производители одежды могли создавать более облегающие модели. Спустя столетие Скьяпарелли начала использовать в своих моделях пластмассовые замки-молнии. На выставке представлены два таких экспоната: повседневное платье, изготовленное приблизительно в 1933 году, и вечерний костюм, приблизительно 1937 года выпуска, созданный из полосок целлофана, соединенных между собой трикотажными элементами.    

 

А пока, по словам МакКлендон, «в 50-х годах прошлого века стиральная машина стала неотъемлемой частью быта в тогдашних современных семьях, живших в пригородах. В ответ на внедрение этой новой техники дизайнеры создали ткани, которые можно был легко стирать в этих новых стиральных машинах». Соответственно платье 1965 года от дизайнера Клэр МакКарделл (Claire McCardell) представлено на выставке на фоне рекламы стиральной машины марки «Philco».  

 

Среди других произведений творческой мысли дизайнеров, которые разрабатывали новые ткани – платье от Пьера Кардена, созданное в 1986 году из кардена – разновидности синтетической ткани Dynel, которую обрабатывали методом формовки и прессовки при высокой температуре и придавали изделию геометрические формы с острыми углами. На выставке представлена и пара туфель из материала Corfam с пластмассовым покрытием, созданного фирмой DuPont для имитации различных видов кожи. И действительно, как заметила г-жа МакКлендон, 60-е годы были периодом расцвета и торжества пластика, в чем можно убедиться на примере пальто их ПВХ от Ива Сен-Лорана или платья-кольчуги из пластмассы и металла от Пако Рабанна. Однако, как заметила Эриэль Элиа, эти модели вряд ли можно было бы создать без предварительных экспериментов с целлофаном.     

 

«Мы считаем, что эрой целлофана были 60-е годы прошлого века, однако целлофан встречался и в моделях 20-х и 30-х годов, - говорит Элиа. - С этим материалом модельеры экспериментировали уже в конце XIX века». Другими словами, сейчас у нас эра высоких технологий, хотя сама техника родилась, скажем так, не вчера.