Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты

Чехов и Дюма, Верга и Харди. В газетных киосках каждую неделю в приложении к «l'Espresso» подборка великих романистов, мятежных учителей жизни

© Фото : Fotolia, falcnКниги
Книги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Герои Дюма, Чехова, Верги, Мопассана, Харди, Лондона — это наше второе я, пережитое в других эпохах. Они, как и мы, борются за самоутверждения в мире, который зачастую их не принимает, отталкивает, унижает, ставит препятствия. Варгас Льоса говорит, что литература — это убежище для тех, кто слишком много или наоборот слишком мало испытал в жизни.

В течение многих тысяч лет люди собирались у огня в хижинах или в хлеву, чтобы послушать истории. Рассказчиком был человек, способный изложить интересные события и приключения мифических персонажей, богов, мужчин и женщин, живших много лет тому назад, и фантастические истории, которые он сам часто искусно придумывал. Изобретение письма, а затем печатного станка привели этого рассказчика в наши дома. Его голос доносится из книги, если только мы способны настроить себя на нужную тональность во время нашего безмолвного чтения.

 

Романы - новеллы, как говорят англичане, хотя происхождение этого слова латинское и означает «новости», - дали нам возможность более глубоко и по-другому воспринимать окружающий мир. Они донесли до нас другие представления, которые прежде были скрыты или не осознавались. Прежде всего, мы читаем романы для развлечения, потому что великие произведения - именно такие предлагает «l'Espresso» своим читателям — захватывают наше воображение, мы не можем оторвать глаз от книги, потому что хотим узнать, чем же закончится история: сможет ли Сильвер еще раз обмануть доктора или Джима, удастся ли Мине выйти замуж и, наконец, перевернуть мрачную страницу истории ее семьи. Таким образом, мы отвлекаемся от наших повседневных дел и забот и погружаемся в другую далекую жизнь. Но романы учат нас тому, что мы прежде не знали, самым непосредственным и быстрым способом. Мы как бы проживаем чужую жизнь вместе с персонажам книг: переживаем вместе с юношей из замка Фратта, когда в его душе пробуждается первая любовь, следим за тактикой семейства Удзеда, когда они пытаются извлечь экономическую выгоду путем коррупции.

 

Романы — это плод вымысла, но они позволяют нам понять себя, наши желания и цели, наши действия для их достижения. В них отражаются мечты человечества и призраки от вампира Дракулы до навязчивой идеи о чести, как в случае с маркизой д'О, которые доводят нас до исступления. Однако, на страницах романов подобные истории кажутся нам странным образом ясными, а решения — простыми. В романах отражается вся противоречивость и двусмысленность человеческой жизни. Читая, мы живем жизнью Обломова, Мартина Идена, вместе с ними любим, испытываем желания, страшимся и ненавидим. Чтение романов, как сказал один великий писатель, позволяет познать человеческую сущность. Даже многолетнее изучение философии, психологии и истории не позволяет нам иметь такого прямого и полного понимания того, что представляет собой человек в повседневной жизни. Более того, писатель Марио Варгас Льоса утверждал, что только романы позволяют установить братские связи между людьми, так как дают возможность понять, что есть общего и различного между ними.

 

На страницах романа мы ведем диалог с другими людьми, сближаемся с мужчинами и женщинами, жившими давно и далеко от нас, с теми, кем мы могли бы быть при другом повороте судьбы: с азиатами, чернокожими, иностранцами. Романы приближают к нам далекое и отдаляют близкое. Романы позволяют нам перемещаться во времени и в пространстве, не отрываясь от стула, дивана или кресла. Они помогают нам понять себя самих и наши чувства. В них есть указания для жизни, хотя они были написаны много лет тому назад, как, например, «Три мушкетера» Дюма или «Отцы и дети» Тургенева. В мире, где все больше преобладают видеоизображения (кино, телевидение, интернет, смартфоны), в романах мы находим слова, которые позволяют нам мечтать, отрешиться от реального мира, создавая изображения с помощью нашей фантазии. Слова нас обогащают, позволяют нам более точно выражать свои мысли для описания мира и наших чувств, делают нас более образованными.

 

Великая литература позволяет поставить под сомнение данную точку зрения, наши убеждения, привычки, способ смотреть на вещи, а также мировоззрение наших близких и знакомых. Варгас Льоса говорит, что в вымысле есть призыв к мятежу, так как он часто отличается от обыденной жизни и установившихся правил: этических, религиозных, экономических, философских, социальных, сексуальных. Перуанский романист пишет, что литература никогда не рассказывает нам о мужчинах и женщинах, полностью удовлетворенных собой и своей жизнью, она повествует о людях, находящихся в противоборстве с собой и с миром, о неукротимых сеятелях несогласия, потому что борьба, которую одиночка ведет в современном мире, — это борьба одного против всех. Несчастье притягивает не меньше, чем счастье, а рассказ о перенесенной несправедливости не менее привлекателен, чем история спокойной буржуазной жизни.

 

Герои Дюма, Чехова, Верги, Мопассана, Харди, Лондона — это наше второе я, пережитое в других эпохах. Они, как и мы, борются за самоутверждения в мире, который зачастую их не принимает, отталкивает, унижает, ставит препятствия. Варгас Льоса говорит, что литература — это убежище для тех, кто слишком много или наоборот слишком мало испытал в жизни. Она помогает нам организовать наш собственный бунт, она утешает нас, позволяя проживать жизни литературных персонажей.  Без романов - этой недавней выдумки наших предшественников — наша жизнь безусловно была бы менее богатой и полной. Возможность много читать — это ценный дар, так как мы живем в эпоху, которая, как кажется, предопределила для нас скучную судьбу. Давайте больше читать, что бы ни случилось, чтобы наш внутренний мир стал более богатым.