Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За антигазпромовским лобби в России стоят серьезные игроки. За отмену монополии на экспорт выступал, в частности, влиятельный Игорь Сечин — глава Роснефти. Хотя концерн считается нефтяным тузом, природный газ составляет половину его арктических запасов. Неудивительно, что компания заинтересована экспансией на заграничные газовые рынки.

Планы реформирования газового рынка вызывают страх в кабинетах польского нефтегазового концерна PGNiG: если Москва воплотит свои намерения в жизнь, в ближайшие несколько лет у компании возникнут серьезные проблемы. Выиграть от реформы смогут между тем потребители голубого топлива.

В ближайшие месяцы российский парламент может принять закон, который отменит действовавшую с 2006 года монополию Газпрома на экспорт газа. В результате объем газового предложения на польском рынке может увеличиться. «Появление конкурентных Газпрому предложений — это вопрос нескольких лет», — говорит эксперт по газовому рынку Анджей Шченсняк (Andrzej Szczęśniak). По его мнению, появившимися возможностями смогут воспользоваться Роснефть, ЛУКОЙЛ или НОВАТЭК.

«Россияне собираются построить в окрестностях Петербурга балтийский терминал по перевалке сжиженного газа, а оттуда они смогут высылать танкеры, например, в Свиноуйсьце», — объясняет Шченсняк. Не исключено, что сжиженный природный газ решит покупать у российской стороны даже концерн PGNiG. «Вполне возможен сценарий, что PGNiG в рамках контракта с Qatargas вместо катарского газа получит российский», — подчеркивает эксперт.

Абовянская станция подземного хранения газа


Читайте также: Власть, идущая из газопроводов

Отмена монополии Газпрома и появление в Польше новых компаний из России станет ударом по интересам PGNiG, который может потерять своих ключевых клиентов. По нашей информации, российские компании хотели бы осуществлять прямые поставки на химические и нефтеперерабатывающие предприятия. Выиграть на реформе могут потребители. «Конкуренция всегда ведет к снижению цен, хотя сложно представить себе ценовую войну российских концернов на зарубежных рынках», — отмечает Шченсняк.

Как уверяет бывший директор PGNiG Гражина Петровска-Олива (Grażyna Piotrowska-Oliwa), для химических предприятий, потребляющих большие объемы газа, это была бы очень привлекательная альтернатива. «Каждый сэкономленный доллар существенно повысил бы их рентабельность», — объясняет она, обращая внимание, что у PGNiG в таком случае возникли бы проблемы с продажей газа, получаемого по ямальскому контракту, действующему до 2022 года. Помимо этого с 2014 года PGNiG будет покупать сжиженный газ в рамках двадцатилетнего договора с Катаром (как говорят эксперты, по завышенным ценам).

Газпром утратит не все свои привилегии: он сохранит монополию на экспорт по газопроводам. Его конкуренты, судя по всему, уже со следующего года смогут торговать сжиженным газом. «Первые поставки наверняка пойдут на азиатский рынок, в основном в Японию и Китай», — говорит сотрудник Центра восточных исследований Войчех Конончук (Wojciech Konończuk). Аналитики уверены, что российские компании постараются как можно быстрее войти со своим сжиженным газом на европейский рынок, в том числе и в Польшу. По мнению аналитика Сбербанка Валерия Нестерова, первым может стать НОВАТЭК. Он уже пришел в нашу страну и занимается в настоящий момент продажей сжиженных углеводородных газов: в 2010 году НОВАТЭК купил одного из крупнейших дистрибуторов СУГ в юго-восточной Польше компанию Intergaz-System, а в июле 2013 года приобрел сеть для хранения и доставки СУГ у компании Statoil.

Также по теме: Газпром и другие монополии

Интервью с Михаилом Крутихиным — партнером консалтингового агентства RusEnergy

Dziennik: Почему Кремль решил ограничить привилегии Газпрома?

Логотип «Газпром»


Михаил Крутихин: Других вариантов не было: Газпром не оправдал ожиданий в сфере завоевания мирового рынка СПГ. Проект освоения Штокмановских месторождений был отложен, а на Сахалине недостает сырья, чтобы увеличить там объемы производства сжиженного природного газа. Кремлевское руководство решило построить на Дальнем Востоке два газопровода, и если эта инвестиция будет реализована, Газпрому придется найти 91 миллиард кубометров газа в год, а это практически одна шестая от объема всей российской добычи. На развитие проектов, связанных с СПГ мощностей не хватит. Кремль пытается переложить то, что не удалось Газпрому, на частные компании.

— Зачем Газпрому нужна конкуренция в Европе?

— За антигазпромовским лобби в России стоят серьезные игроки. За отмену монополии на экспорт выступал, в частности, влиятельный Игорь Сечин — глава Роснефти. Хотя концерн считается нефтяным тузом, природный газ составляет половину его арктических запасов. Неудивительно, что компания заинтересована экспансией на заграничные газовые рынки. Другой серьезный игрок — это основной акционер НОВАТЭК Геннадий Тимченко. Ни для кого не секрет, что он еще с петербургских времен находится в хороших отношениях с Путиным.

— Как повлияет появление нескольких российских поставщиков в Европе и Польше на цены?


— Чем активнее конкуренция, тем ниже цены. Из-за усиления конкуренции со стороны поставщиков сжиженного газа из Катара и традиционного газа из Норвегии, Газпром решил снизить ставки для европейских потребителей. Если монополия на экспорт СПГ будет отменена, танкеры НОВАТЭКа могут появиться, например, в польском Свиноуйсьце.