Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайские противоправные действия в вопросах ПВО

© REUTERS / Xinhua/Hu KaibingКитайский солдат на борту авианосца «Ляонин»
Китайский солдат на борту авианосца «Ляонин»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китай сделал стратегический ход на двух фронтах, объявив о введении новой зоны опознавания летательных аппаратов над Восточно-Китайским морем. Соединенные Штаты в ответ попытались отыскать сбалансированное решение, чтобы выступить в роли честного посредника. Но к сожалению, американская реакция оказалась противоречивой и непоследовательной.

Китай сделал стратегический ход на двух фронтах, объявив о введении новой зоны опознавания летательных аппаратов над Восточно-Китайским морем. Во-первых, он бросил прямой вызов союзнику США, а во-вторых, преднамеренно установил правила, которые противоречат стандартной международной практике. Соединенные Штаты в ответ попытались отыскать сбалансированное решение, чтобы выступить в роли честного посредника. Но к сожалению, американская реакция оказалась противоречивой и непоследовательной. С одной стороны, Министерство обороны объявило, что США не признают объявленную китайцами зону ПВО, и направило в этот район два бомбардировщика В-52, не уведомив о своем решении КНР. Но с другой стороны, Федеральное авиационное управление США дало указания американским гражданским авиалиниям следовать новым китайским правилам.

Как метко заметил член палаты представителей Джеймс Рэнди Форбс (James Randy Forbes), возглавляющий в комитете по делам вооруженных сил подкомитет по морской мощи и проецированию силы, согласившись выполнять новые правила полетов, «американские авиалинии признают законность китайской зоны ПВО». Более того, как отметил в Токио вице-президент Байден, Китаю и Японии необходимо создать «механизмы кризисного урегулирования и эффективные каналы связи». По сути дела, он возложил равную ответственность за снятие новой напряженности на Японию и Китай, хотя эта ситуация возникла из-за односторонних действий КНР.

Если США по-прежнему хотят сохранить северную точку привязки в своей системе альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и считают себя высшим гарантом свободы на море (и в воздушном пространстве над ним), то они должны самостоятельно предпринять ряд скоординированных, последовательных и понятных действий. Полет В-52 в объявленной Китаем зоне опознавания летательных аппаратов над Восточно-Китайским морем стал смелым заявлением. Но одного этого тактического маневра недостаточно для того, чтобы остановить сползание к неопределенности и неуверенности относительно готовности и способности США поддерживать порядок в регионе и обеспечивать соблюдение международных норм.

Твердая позиция сейчас — это лучше для мира в долгосрочной перспективе, нежели попустительство Китаю в его мерах давления и принуждения. Следовательно, в качестве незамедлительного шага США должны официально уведомить китайских руководителей о том, что если они сохранят свою новую зону, у Америки не останется выбора, и она будет укреплять силы и средства американо-японского альянса. Затем США должны подкрепить свои декларации совместным воздушным патрулированием вокруг островов Сенкаку с привлечением американских и японских ВВС и ВМС. Америке следует также отменить свое приглашение Китаю принять участие в учениях Rim of the Pacific Exercise 2014, которые проводятся раз в два года с привлечением двадцати стран Азиатско-Тихоокеанского региона. И наконец, эти заявления и действия тактического характера Соединенные Штаты должны подкрепить долгосрочными политическими декларациями и практическими действиями, которые приводятся ниже.

Читайте также: Как Китай планирует использовать Су-35

Декларируемая политика


1. Утверждение свободы на морских просторах. Обычно военные и гражданские самолеты, не направляющиеся в страну, которая установила соответствующую зону ПВО с опознаванием летательных аппаратов, не обязаны предоставлять информацию для их автоматического опознавания и свои планы полетов. Именно так в своих зонах ПВО в Восточно-Китайском море поступают Япония, Тайвань и Южная Корея. Китай в своем заявлении о создании зоны опознавания в Восточно-Китайском море четко отметил, что требует предоставления таких данных от всех воздушных судов, которые ее просто пересекают. Общепринятая практика является незыблемой основой норм международного права. Следовательно, несмотря на недавние утверждения Министерства национальной обороны КНР, Китай выступает за введение иных правил, касающихся его зоны ПВО, действуя в ней так, будто это его собственное морское и воздушное пространство. Поступая таким образом, Пекин пытается изменить нормы общепринятого поведения на море и в воздухе. В настоящее время свобода в открытом море распространяется не только на перевозки (и безобидные морские переходы). Она включает право на проведение разведывательных полетов, подводных исследований, военных учений и тренировок. А Китай все это в настоящее время оспаривает, вступая в стычки с Филиппинами и Вьетнамом в Южно-Китайском море и протестуя против военной деятельности США вдоль своего побережья, хотя США осуществляют такую деятельность за пределами установленной 12-мильной морской зоны КНР, включающей и воздушное пространство над ней.

Корабль береговой охраны Японии патрулирует территорию спорных островов Сенкаку


2. Объявление о том, что США не признают никаких зон ПВО, устанавливаемых на и над спорными территориями. Установление зоны ПВО при наличии территориального спора является односторонней эскалацией напряженности и не может способствовать мирному и многостороннему урегулированию споров, о необходимости которого заявляют США. Такие действия также не способствуют созданию зоны сотрудничества, о которой заявляет Министерство национальной обороны КНР. Соединенные Штаты уже заявили, что не признают введенную китайцами в Восточно-Китайском море зону опознавания. Однако по поводу возможного создания такой зоны в Южно-Китайском море сопровождавший вице-президента Байдена в его азиатской поездке высокопоставленный представитель отметил, что Вашингтон попросил Пекин не объявлять о введении такой зоны, «не посоветовавшись вначале с имеющими к этому отношение странами». Таким образом, логика поставлена с ног на голову. По собственному признанию Китая, в обоих морях существуют территориальные споры. Следовательно, США должны применять одни и те же принципы и там, и там. Если Америка не признает китайскую зону ПВО в Восточно-Китайском море, то она не должна признавать такую же зону и в Южно-Китайском море. Далее, введение китайских зон опознавания воздушных судов по сути дела означает блокаду Тайваня и Тайваньского пролива. А это партнер США и международный морской путь, соответственно. И такие действия усилят нестабильность в этом регионе.

3. Четкое заявление Китаю о том, что его усиление не сможет быть мирным, если он не согласится на соответствующие равноправные отношения с Японией. США уделяют большое внимание недопущению конфликтов между собой как общепризнанной мировой державой и стремящимся к такому статусу Китаем. Но чрезмерно сосредоточившись на «общей картине», Вашингтон упускает из виду напряженность, закипающую на региональном уровне. США необходимо внимательно и тщательно снижать уровень конкуренции между выступающей за сохранение статус-кво региональной державой Японией и усиливающейся региональной державой Китаем. В настоящее время Китаю трудно признать и принять лидерство Японии в этом регионе, хотя Япония внесла огромный вклад в региональное экономическое развитие, включая развитие самого Китая. А если посмотреть в будущее, то сомнительно, что Китай вообще захочет видеть в Японии державу.

Также по теме: Китай только увеличивает свою изолированность

Практические действия


1. Активизировать усилия по углублению американо-японского альянса и укреплению его сил и средств. Роль и место Японии в структуре региональной безопасности находится в настоящее время на переломном этапе, и США должны оказать ей как политическую, так и моральную поддержку. Есть различные стандарты, которым надо соответствовать, чтобы Япония стала полноправным партнером США по этому альянсу и равноправным членом Азиатско-Тихоокеанского сообщества государств. Что касается самого альянса, то Япония и Соединенные Штаты договорились пересмотреть свои Руководящие рекомендации о сотрудничестве в оборонной сфере от 1997 года, углубить и расширить кооперацию в вопросах безопасности и обороны в данном регионе, а возможно, и в других регионах мира, а также сохранить и оптимизировать американское военное присутствие в Японии. В самой Японии премьер-министр Синдзо Абэ вместе с правительством должен по-новому интерпретировать японскую конституцию касательно роли вооруженных сил, решить вопрос об увеличении оборонных расходов, а также пересмотреть военную доктрину и оперативно-стратегические планы в интересах более надежной защиты территории страны.

2. Повышать информированность и осведомленность партнеров в Юго-Восточной Азии относительно морских территорий. Поддержание и обеспечение свободы на море является обязанностью всех, а не отдельных стран. Но чтобы добиться этого, страны должны иметь возможность видеть то, что происходит в районах их интересов и в районах споров. США следует работать с союзниками и партнерами в Юго-Восточной Азии с целью повышения взаимной информированности и осведомленности о происходящем на море. Таким образом, эти страны смогут предотвращать осложнения и споры, создав каналы связи и общения друг с другом и получая информацию о происходящем в этой общей акватории и воздушном пространстве, а также способствуя налаживанию добрых отношений между всеми, поскольку все будут следить за присутствием и действиями всех. Такие меры можно применить и в отношении других стран, находящихся за пределами Южно-Китайского моря.

3. Разработать и опубликовать по рекомендации конгресса последовательную военную стратегию США и альянса. В условиях изменения баланса в США и сложных отношений с Китаем в вопросах политики, экономики и безопасности, отсутствие стратегии, в которой Америка могла бы открыто изложить свои обязательства по защите территорий, жизни и интересов союзников и партнеров, порождает сомнения и вызывает соблазн проверить Вашингтон на прочность. Это также позволяет некоторым заинтересованным кругам в Китае выступать с демагогическими заявлениями относительно американских намерений. Успокоить союзников, а также разубедить Китай поможет оборонная стратегия, в которой США откажутся от враждебных намерений в отношении КНР, и которая будет способствовать предупреждению обострений ситуации и нападений на материковую часть Китая, но в то же время, даст гарантию активных, решительных и эффективных действий по защите союзников и партнеров в случае затяжного конфликта.

Читайте также: Китай демонстрирует силу

Путь вперед

Китай испытывает пределы терпимости США, и это является прямым вызовом интересам Вашингтона, о которых он часто заявляет. Интересы эти состоят в отказе от односторонних действий по изменению стаутс-кво и в свободном и безопасном доступе к общему морскому и воздушному пространству. Китай своими действиями также бросает вызов интересам союзников и партнеров США, а их восприятия и ощущения очень важны. Соединенные Штаты являются тихоокеанской державой, и присутствие Америки в Азии гарантируется физически — наличием там постоянных баз, войск, меняющих друг друга по ротационному принципу, а также складов техники и имущества на территории союзников и партнеров. Следовательно, США должны действовать оперативно, решительно и с учетом стратегической перспективы, подтверждая заверения, данные союзникам и партнерам, а также укрепляя свой потенциал сдерживания дальнейших дестабилизирующих акций Китая, осуществляемых в одностороннем порядке.

Уоллес Грегсон — генерал-лейтенант, является старшим директором китайско-тихоокеанской программы в аналитическом Центре национальных интересов (Center for the National Interest). Прежде он занимал должность помощника министра обороны США по делам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Джоанна Ю Тейлор является директором китайско-тихоокеанской программы в Центре национальных интересов (Center for the National Interest). Ранее она работала в департаменте оборонной политики Министерства обороны США.