По сообщениям информационного агентства «Рейтер», американская служба международной доставки «ФедЭкс» (FedEx) без всяких на то оснований перенаправила в США посылки компании «Хуавэй». 28 мая в компании «ФедЭкс» «принесли извинения за проблемы с транспортировкой части посылок „Хуавэй" и подтвердили, что не получали никаких указаний для переотправки этих посылок». Наши корреспонденты задали экспертам в области права ряд юридических вопросов, имеющих отношение к данному инциденту.
Если это ошибка, то какую ответственность понесет компания экспресс-доставки?
Доцент юридического факультета Столичного Университета экономики и бизнеса Инь Шаочэн: «Если это действительно была „ошибка при отправке", то „ФедЭкс" должна предоставить доказательства. Исходя из опубликованной ими информации, все четыре посылки из Японии и Вьетнама оказались отправленными „ошибочно", что противоречит здравому смыслу. Поэтому компании „ФедЭкс" будет весьма непросто предоставить доказательства. Кроме того, если компании удастся доказать эту „ошибку", то ей все равно придется понести гражданскую ответственность за нарушение обязательств».
Профессор юридического факультета Китайского народного университета Чжан Синьбао: «Компании „ФедЭкс" необходимо соблюдать международные договоренности и законные соглашения с другими компаниями, придерживаться правовых норм страны, в которой она осуществляет свою деятельность, в том числе и правовые нормы Китая».
Член пекинской коллегии адвокатов, специалист по правовым вопросам в сфере информационных сетей, телекоммуникации и почтовой связи У Сюэмэй: «В китайском почтовом законодательстве также содержатся соответствующие правила. Прежде всего, есть основные принципы, в соответствии с которыми необходимо соблюдать право отправителя на свободу связи. Доверенное лицо, в данном случае компания экспресс-доставки, не может прятать посылки, вскрывать их в частном порядке или передавать третьим лицам. Если это действительно была „ошибка при доставке", „ФедЭкс" должна понести гражданскую ответственность за нарушение обязательств, так как у „ФедЭкс" с „Хуавэй" существуют договорные отношения, а также, помимо извинений, она должна взять на себя компенсацию убытков, связанных с нарушением договора».
Как «Хуавэй» может защитить свои законные права?
Член пекинской коллегии адвокатов, специалист по правовым вопросам в сфере информационных сетей, телекоммуникации и почтовой связи У Сюэмэй: «В данной сфере существует два правовых документа: Почтовое законодательство Китая, выпущенное и вступившее в силу в 2012 году, и правовой документ международного уровня — Всемирная почтовая конвенция, вступившая в силу 1 января 1991 года».
Доцент юридического факультета Столичного Университета экономики и бизнеса Инь Шаочэн: «Отправитель может подать гражданский иск на компанию „ФедЭкс", так как между сторонами был подписан договор о предоставлении услуги экспресс-доставки».
Профессор факультета международного права Китайского университета политики и права Хо Чжэнсинь: «В данном случае есть два варианта. Можно подать жалобу в административные органы Китая и добиться расследования и урегулирования этого дела в соответствии с китайским законодательством. Или можно прибегнуть к частному праву, так как „ФедЭкс" и „Хуавэй" заключали договор, за неисполнение которого можно призвать компанию экспресс-доставки к гражданской ответственности. Если „ФедЭкс" не захочет нести гражданскую ответственность, то „Хуавэй" может обратиться в китайский суд».
Как отдел контроля почтовых служб Китая поступит с жалобой компании «Хуавэй»?
Профессор юридического факультета Китайского народного университета Чжан Синьбао: «„ФедЭкс" — транснациональная корпорация, предоставляющая свои услуги на территории многих стран, в том числе и на территории Китая, где у компании есть административный орган. Затрагивая вопрос о защите прав китайской компании, стоит отметить, что компетентные правительственные органы, такие как Главное почтовое управление Китая и связанные с ним организации, имеют право провести расследование на основании жалобы и разрешить ситуацию в соответствии с результатами расследования, в том числе назначить соответствующее административное наказание».
Профессор факультета международного права Китайского университета политики и права Хо Чжэнсинь: «Компетентные административные органы Китая могут начать расследование данного инцидента на основании Почтового законодательства Китая, подробных правил применения Почтового законодательства, а также регламента экспресс-доставки. Как компания экспресс-доставки, ведущая свою деятельность на территории Китая, „ФедЭкс" должна оказать содействие административным органам Китая в расследовании, а также обязана предоставить необходимые доказательства. В соответствии с результатами расследования, будет назначено наказание: штраф, постановление о возмещении или аннулирование деловой лицензии».
Профессор факультета международного права Китайского университета политики и права Хо Чжэнсинь: «Если в результате расследования выяснится, что „ФедЭкс" намеренно отослала эти посылки в США без разрешения „Хуавэй", то это будет нарушением не только китайского законодательства, но и соответствующих международных договоров. Работу в сфере срочных почтовых доставок регулирует Всемирный почтовый союз, в который входят Китай, Америка и другие страны. Несмотря на то, что в октябре прошлого года США заявили о намерении покинуть эту организацию, на момент данного инцидента они все еще оставались ее членом. Поэтому международные соглашения, заключенные в рамках Всемирного почтового союза, а также правила отправления международных посылок все еще обязательны для США и Китая».
Логично ли возвращать посылки грузоотправителю, а не направлять ее адресату?
Доцент юридического факультета Столичного Университета экономики и бизнеса Инь Шаочэн: «Отправитель не просил транспортную компанию возвращать посылки грузовладельцу. К тому же непредвиденных ситуаций, как например, невозможность найти адресата, не было. Стороны должны исполнять свои обязанности в соответствии с положениями договора. Так следует из нашего и из зарубежного договорного права».