В освобождении Праги от немцев 75 лет назад помимо сил советской Красной армии, участвовали и члены так называемой Русской освободительной армии (РОА), известные как власовцы. Речь идет о людях, которые в годы величайшей войны воевали против своих земляков под командованием советского генерала и немецкого коллаборациониста Андрея Андреевича Власова. В те майские дни 1945 года в чешской столице по стечению обстоятельств они оказались на стороне победителей. На это бойцы пошли сами, добровольно из патриотических побуждений вопреки приказу их прежнего командира. Но это был напрасный шаг…
Историю власовцев, которые в ту военную весну попытались очистить свою репутацию и которых одинаково презирали как их советские земляки, так и чехи, которых они освобождали от нацистов, извлекли из архивов, чтобы обосновать идею о том, что Прага, где они гибли, должна помнить об их жертве. И память о ней город может как-нибудь увековечить.
Кажется, еще никогда прежде празднование Дня Победы во Второй мировой войне не провоцировало столько противоположных трактовок тех событий 75-летней давности. Большинство стран, которые оказались под гитлеровской оккупацией и которые после нескольких лет боев освободила Красная армия, вдруг начали обнаруживать «исторические доказательства» того, что советские войска играли в тех событиях почти случайную роль, далекую от борьбы с нацизмом.
В эту концепцию вписывается и судьба генерала Власова (1901 — 1946), одного из ценнейших сталинских военачальников и участника битвы за Москву 1941 года. Через год после освобождения советской столицы, во время Любанской наступательной операции на Волховском фронте подразделения, которыми он командовал, попали в окружение немецкой 2-й ударной армии, а сам Власов попал в плен. В обмен на свободу он согласился сотрудничать с руководством Третьего рейха и принял командование Русской освободительной армией, сформированной из пленных советских солдат и противников сталинского режима. И снова Власову не повезло. Он попал в руки советских сил в 1945 году и после окончания войны был обвинен в попытке государственного переворота. Его лишили всех военных и гражданских званий и проговорили к смерти через повешенье.
Такие, кто во время Второй мировой войны был вынужден против собственной воли, но бок о бок с истинными предателями воевать против родной страны, были почти во всех странах. В Советском Союзе тех, кто вне зависимости от обстоятельств пошел служить врагу, как правило, ожидала смертная казнь. С другой стороны, условия в немецких лагерях военнопленных были ужасными. Особенно для советских военнопленных. Пойти в РОА для них было ничем иным, как шансом на выживание. И желающих пойти по этому пути нашлось немало.
Недавно в Праге демонтировали памятник Ивану Степановичу Коневу, советскому маршалу, чьи подразделения освободили Прагу от немцев, как несколько дней назад передало «Радио Свободная Европа». Само по себе это плохо. Еще хуже то, что мэр чешской столицы настаивает на необходимости почтить память членов РОА под командованием генерала, который оставил на тысячах своих последователей клеймо предателя.
Трагедия власовцев в том, что их не приняли ни чехи, ни союзники. Тех, кому удалось добраться до советско-американской демаркационной линии, американцы просто разоружали и отдавали преследователям. Самого генерала Власова схватили, когда он ехал на американском джипе. Сколько бы ни носили власовцев бурные ветры войны, их деяния, даже при освобождении Праги, нельзя подвести под «борьбу с нацизмом». Они лишь предприняли еще одну тщетную попытку выжить. Прорваться на Запад удалось только нескольким тысячам из них.