Здоровье президента
В прошлом году все увидели новое лицо Владимира Путина, которое имеет мало общего с его образом спортивного человека. Его черты обрюзгли, что вызывает у нас, французов, в памяти облик Помпиду.
6 ноября газета «Сан» писала со ссылкой на российские источники о намерении президента России с подачи семьи уйти из власти, поскольку его состояние здоровья явно начало ухудшаться. Во время недавнего появления на телевидении у него просматривались признаки нейродегенеративного заболевания (болезнь Паркинсона): сжатые пальцы, ригидность правой руки.
Всего через четыре дня после выхода этих статей пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков ожидаемо выступил с опровержением. Он заявил об «отменном» состоянии здоровья 68-летнего президента и назвал все слухи «чушью».
Как бы то ни было, 12 ноября на видео с совещания по восстановлению Сирии у президента была странная жестикуляция: левая рука словно защищала правую.
Стоит ли ждать скорых пояснений или развязки ситуации? В любом случае, российская политическая сцена пришла в движение.
Министерские перестановки, новый закон
По странному совпадению с вышеупомянутыми событиями, премьер-министр Михаил Мишустин предложил 9 ноября назначить министра энергетики Александра Новака вице-премьером. Отражает ли это усиление позиций приближенного к президенту энергетического круга?
Не стоит забывать, что президент Роснефти (второй по величине производитель нефти в России) Игорь Сечин — друг Владимира Путина. Они познакомились в начале 1990-х годов во властных кругах Санкт-Петербурга. Сечина нередко представляют как путинского Ришелье. Существует ли во власти напряженность между силовиками и энергетическими олигархами? Путин воспользовался перестановкой, чтобы снять с должности еще трех министров: транспорта, природных ресурсов и строительства. Уборка в доме перед уходом?
Этот политический сигнал не единственный. 17 ноября Дума приняла в первом чтении законопроект, который освобождает любого занимавшего пост президента человека от уголовных и административных преследований, а также гарантирует ему иммунитет от задержания, обыска и допроса.
В настоящий момент в России есть лишь один бывший президент, Дмитрий Медведев, которого обвинял в коррупции оппозиционер Алексей Навальный, сам ставший жертвой отравления. Рано или поздно, появится еще один бывший президент, Владимир Путин, который таким образом тоже получит защиту.
Кроме того, все это приходится на сложную санитарную и экономическую обстановку.
Санитарная и экономическая обстановка
Как и многие другие страны, Россия столкнулась с очень тяжелой второй волной covid-19. По официальным данным, показатели заражения сейчас вдвое выше, чем весной. Но этой неделе был превышен порог в 22 000 новых больных в день, в результате чего общее число заразившихся достигло 1 332 000 человек.
Официальная смертность от коронавируса составила 33 931. Как бы то ни было, одного взгляда на национальную статистику Росстата достаточно, чтобы усомниться в этом. Дело в том, что с апреля по август прирост смертности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 45 663 человека…
Если отталкиваться от этих показателей, можно подсчитать, что с начала пандемии вирус унес жизни порядка 120 000 человек. Как следует из опроса информационного сайта VTimes, 74% российских врачей не верят официальной статистике по Covid-19. Судя по всему, санитарная ситуация, разбирательство с которой было децентрализованным образом переложено на регионы, серьезнее, чем говорят официальные власти.
На последствия санитарного кризиса накладываются и экономические трудности. 20% сокращение объема экспорта нефти и 40% падение цен по сравнению с докризисной ситуацией становятся ударом по российской экономике и бюджетным поступлениям.
Все это напрямую отразилось на рубле, который потерял 20% стоимости с 1 января. Это будет способствовать росту инфляции и создаст проблему для валютной политики Центробанка, поскольку инфляция, видимо, превысит ставку рефинансирования…
В 2021 году придется принимать непростые решения. Российскому правительству приходится иметь дело не только с деликатной внутренней обстановкой, но и рядом проблем на международной арене.
Ситуация в ближнем и дальнем зарубежье
Хотя ситуация в Белоруссии не обострилась, вопрос страны и ее президента не может и дальше оставаться в таком состоянии. Протесты с требованием ухода главы государства продолжаются. На них постепенно собирается все меньше людей (власть рассчитывает на такую усталость), но новость о первом погибшем от рук сил правопорядка на прошлых выходных представляет собой риск эскалации насилия.
Россия не хочет бросать Александра Лукашенко, как и Башара Асада, но время не всегда играет ей на руку. Оба лидера не смогут бесконечно оставаться у власти.
Кроме того, на выборах в Молдавии 15 ноября пророссийский президент уступил проевропейскому кандидату. Ему еще нужно получить парламентское большинство, но антикоррупционная динамика уже начата с 57% голосов.
В международной политике сгущаются тучи. Дело в том, что, хотя российское посредничество и сыграло решающую роль в прекращении конфликта Азербайджана и Армении, инициатива была за Турцией, которая извлекла для себя главную выгоду в плане лидерства на Кавказе и усиления влияния.
В любом случае, основные вызовы для российской власти в этом десятилетии (независимо от лидера) связаны в первую очередь с внутренней ситуацией в стране.
Ужасные 2020-е годы
Никто не пытается сгущать краски, но в ближайшие годы перед российским обществом встанет множество очень сложных вопросов.
Так, оно уже не первый год сталкивается с проблемой рождаемости. Владимир Путин назвал демографический кризис историческим вызовом. В самой большой стране мира осталось всего 146 миллионов человек (французов и немцев вместе больше, чем россиян). Рождаемость упала до 1,5 ребенка на женщину. Несмотря на финансовые стимулы для семей, население сократится до 140 миллионов в течение десятилетия.
Россия является вторым по значимости производителем нефти в мире, но коронакризис и климатический кризис будут быстрее, чем ожидалось, вести к сокращению мирового потребления. Экспорт российских углеводородов пойдет на спад в плане объемов и стоимости. Но на них приходится 40% государственных поступлений. Во время прошлого нефтяного кризиса в 2016 году Дмитрий Медведев принял решение о 10% сокращении бюджета. 15 «славных» лет с 2000 по 2015 год, когда цены выросли с 18 до 108 долларов за баррель и обеспечили России стабильный экономический рост, остались в прошлом. Как заменить это национальное богатство? Огромный экономический вызов.
Приход к власти Владимира Путина ознаменовал собой договор между страной и властью: возвращение экономического роста, гордости и достоинства в обмен на ограничения личных свобод. Сейчас этот договор нарушается.
Экономического роста не видно уже который год, и такая ситуация сохранится. Громкие внешнеполитические инициативы, вроде продолжающегося уже шестой год вмешательства в Сирии, не считаются необходимыми. Протесты 2018 года показали, что для людей пенсии гораздо важнее Сирии.
Авторитарная модель и коррупция оспаривается у самых российских границ, вчера на Украине, сегодня в Белоруссии. Что повлечет за собой возвращение Алексея Навального? Что бы ни произошло в ближайшие недели в Кремле, перед Россией стоят серьезные вызовы.
В 2021 году нас ожидают перемены не только в Вашингтоне, но и в Москве?