11 января Владимир Путин встретился в Москве с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Переговоры были посвящены внедрению в жизнь договоренностей, содержащихся в заявлении, которое три лидера (не совместно, а по отдельности) подписали в ночь с 9 на 10 ноября. Оно предполагало прекращение военных действий в Нагорном Карабахе и описывало направления послевоенной нормализации ситуации. Результатом длившихся четыре часа переговоров (впервые после начавшейся в конце сентября прошлого года войны они проходили при непосредственном участии Алиева и Пашиняна) стало принятие нового заявления.
В документе говорится о создании рабочей группы под руководством вице-премьеров трех стран, которая до 1 марта должна будет подготовить и представить на утверждение список и график мероприятий, направленных на разблокировку всех региональных транспортных маршрутов. Далее Путин провел двусторонние встречи с Алиевым и Пашиняном, чтобы обсудить отношения России с их государствами.
Комментарий
Как представляется, главная цель встречи заключалась в демонстрации, что Москва остается главным игроком в Закавказье и продолжает «держать руку на пульсе». На это указывает трехсторонний формат переговоров (о приглашении, например, президента Турции речи не шло). Путин также наверняка хотел призвать обоих лидеров соблюдать дисциплину. В соответствии с ноябрьскими договоренностями, стороны приостановили военные действия, Армения передала Азербайджану все «оккупированные территории» (контролировавшиеся армянами земли за пределами бывшей Нагорно-Карабахской автономной области), в регионе конфликта появились российские миротворческие силы. Идет процесс обмена пленными, а в окрестностях азербайджанского Агдама создается российско-турецкий центр, который будет следить за соблюдением перемирия.
Стороны, однако, до сих пор не предприняли никаких шагов в направлении развития транспортной инфраструктуры, соединяющей две страны и обеспечивающей свободный транзит в рамках региональных перевозок. Препятствием выступает крайнее недоверие Баку и Еревана друг к другу, а также проблемы в согласовании линии общей границы (на юге Армении она пересекает отдельные дороги, ранее находившиеся под контролем армян, а также отделяет некоторые деревни от пастбищ, что вызывает протесты местных жителей).
Хозяин Кремля использовал встречу для того, чтобы продемонстрировать российские успехи в послевоенном восстановлении региона. При поддержке российского миротворческого контингента в Нагорный Карабах (его основная часть вместе со столичным Степанакертом осталась под контролем армянских сил) уже вернулись почти 50 тысяч человек, бежавших, когда начались военные действия. В регион поставлено около 1,5 миллиона тонн гуманитарной помощи. Работающие на месте российские специалисты ремонтируют разрушенные объекты, восстанавливают подачу электроэнергии и других ресурсов. Продолжается процесс разминирования.
Накануне встречи Путин провел телефонный разговор с французским президентом Эммануэлем Макроном, который одобрил российские усилия. Это упрочило позицию Москвы, поскольку Франция вместе с Россией и США выступает сопредседателем формально продолжающей существовать Минской группы ОБСЕ, созданной для управления нагорно-карабахским мирным процессом.
Несмотря на появление очередного документа, содержащего конкретные обязательства сторон, и звучащие пропагандистские тезисы, о полном успехе Москвы говорить сложно. Не был уточнен статус российских миротворческих сил, которые находятся в обоих государствах, хотя Путин призывал это сделать. Кроме того, вообще не обсуждался статус «нового Нагорного Карабаха» или режим его утверждения. Об этом не говорилось и в ноябре, тогда российский лидер заявил, что вопрос не обязательно решать в ближайшее время. Формат документа (как и в ноябре это было заявление) указывает на неформальный, рабочий характер договоренностей, так что в Азербайджане и Армении их могут начать оспаривать. Судя по всему, мирный договор, завершающий карабахский конфликт, это тема отдаленного будущего.
В разблокировании региональных транспортных маршрутов заинтересован в первую очередь Азербайджан, который хочет как можно быстрее наладить сухопутное сообщение с нахичеванским эксклавом и далее — с Турцией. Трасса проходит через южную Армению, что тревожит местное армянское население. Договоренности по этому пункту можно назвать таким образом успехом Баку, хотя Алиев заявил, что Армения получит возможность наладить железнодорожное сообщение с Россией и Ираном через азербайджанскую территорию.
Не удалось согласовать график обмена остающимися в плену заложниками и другими удерживаемыми лицами, в чем был заинтересован прежде всего Пашинян (Баку не признает часть задержанных армян военнопленными). Соотечественники продолжают критиковать армянского премьера за форму перемирия и способ его заключения, считая, что Ереван позорно капитулировал (автомобиль Пашиняна, который направлялся в аэропорт, чтобы вылететь в Москву, даже пытались остановить). Вся оппозиция и часть общественности требуют отставки главы правительства. Эту идею поддерживает президент Армен Саркисян (в рамках армянской политической системы он не располагает большими полномочиями, но может проводить общественные консультации), который в опубликованном на днях письме предлагает созвать на период до внеочередных парламентских выборов правительство национального согласия. Между тем Пашинян пока исключает перспективу своей отставки и старается прежде добиться стабилизации внутренней ситуации в стране. В таких обстоятельствах переговорный успех в Москве мог приостановить падение его рейтинга.