5-летие создания Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли
Россия когда-то настойчиво призывала Украину администрации президента Виктора Януковича участвовать в собственной инициативе по евразийскому объединению. Тем не менее в результате политических изменений, произошедших в 2014 году, администрация Януковича была свергнута, и Украина выбрала партнерство с Европейским союзом. Несмотря на то, что Евразийский экономический союз, который возглавляет Россия, был создан в 2015 году, задумке России не суждено было исполнится — фаворитки в лице Украины в нем нет.
Сейчас для отношений между Украиной и ЕС настал один из переломных моментов. Прошло пять лет с тех пор, как заработала Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (УВЗСТ), которая является основой соглашения об ассоциации, подписанного двумя сторонами. Это хорошая возможность подвести итоги, поэтому в этой статье я хотел бы рассмотреть это соглашение и УВЗСТ, а также на основе графиков понять степень углубления экономических отношений между Украиной и ЕС.
Через тернии к УВЗСТ
ЕС создал структуру сотрудничества под названием Восточное партнерство для ряда стран из бывшего советского лагеря, географически близких к Европе, и приступил к заключению соглашений об ассоциации с этими странами. На сегодняшний день свое согласие дали Украина, Молдавия и Грузия. Основой соглашения является УВЗСТ. Это не просто зона свободной торговли. Главная цель заключается во внедрении правил ЕС в двухстороннюю торгово-экономическую деятельность и активизации перемещения людей, товаров и денег.
Когда в феврале 2014 года произошло крушение администрации Януковича, 21 марта временное правительство Украины подписало политическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. При этом ЕС в одностороннем порядке снизил тарифы на украинские товары в соответствии с постановлением Европейского парламента (вступившим в силу 23 апреля) от 16 апреля в расчете на УВЗСТ, входящую в экономические положения соглашения. После этого Петр Порошенко победил на президентских выборах 25 мая, а 7 июня он официально стал пятым президентом Украины. В связи с этим на саммите ЕС в Брюсселе 27 июня состоялось окончательное подписание соглашения об ассоциации (оставшиеся экономические положения).
Основной опорой этого соглашения является УВЗСТ, изложенная в четвертой главе. Это означало, что ЕС отменит тарифы на 96% всех товаров. При этом это должны были сделать немедленно в отношении их большей части. Вместе с тем были некоторые позиции под названием «тарифные квоты», которые можно было импортировать без налогов до определенной суммы, но если сумма превышала эту квоту, то товары подвергались налогообложению, например, сельскохозяйственная продукция и продукты питания. Хотя украинская сторона также отменила тарифы на 97,1% всех товаров, был установлен переходный период, который был дольше, чем у ЕС. Таким образом, об Украине, которая уступала с точки зрения экономической мощи, проявили заботу.
Тем не менее Россия вновь попыталась вставить палки в колеса. Если Украина и ЕС создадут УВЗСТ, Россию могут наводнить дешевые и конкурентоспособные европейские товары, которые под видом украинских будут поступать беспошлинно в рамках Договора СНГ о зоне свободной торговли. Россия опасалась, что это может нанести серьезный ущерб.
Поэтому Москва предупредила, что в качестве исключения введет тарифы на украинскую продукцию, когда УВЗСТ вступит в силу.
Между тем многие российские эксперты скептически относились к существованию реальной угрозы попадания на российский рынок через Украину конкурентоспособной продукции из ЕС. Анатолий Бажан из Института Европы РАН отмечал, что Россия боится не попадания через Украину дешевых и качественных европейских товаров, а углубления отношений между Украиной и НАТО.
Истинная мотивация России мне неизвестна, однако, как известно, плачущего ребенка и Россию победить невозможно, поэтому на министерской встрече Украина — ЕС — Россия, состоявшейся в сентябре 2014 года, было принято решение отложить применение положений, касающихся УВЗСТ, до января 2016 года. Тем не менее ЕС продлил льготные тарифы для Украины, которые действовали с апреля 2014 года, до конца 2015 года, чтобы она продолжила получать от этого выгоду.
Однако, несмотря на эти шаги Украины и ЕС, в 2016 году Россия все же обложила налогами украинские товары (Киев предпринял ответные шаги), а также включила Украину в список западных стран, продукция из которых запрещена к ввозу. После этого между Россией и Украиной началась полномасштабная торговая война.
Так, пройдя через тернии, украинско-европейская УВЗСТ была запущена 1 января 2016 года. До этого ЕС в одностороннем порядке освобождал от налогов украинские товары, однако с 2016 года Украина также открыла свой рынок для Европы.
Стабильно ли растет торговля?
Итак, стабильно ли расширяются торговые отношения между ЕС и Украиной в условиях УВЗСТ? Как видно на графике 1 (приведен в оригинале статьи, прим. ред.), изначально доля украинского экспорта в ЕС составляла одну четвертую от общих объемов.
Она постепенно увеличивалась и в период с 2017 по 2019 год достигла 40% уровня. Аналогичная ситуация наблюдалась и с импортом — до политических изменений доля ЕС равнялась 30%, а после выросла до 40% уровня. Сторонники соглашения об ассоциации склонны подчеркивать достижения УВЗСТ, ссылаясь на это увеличение доли.
Тем не менее если рассмотреть графики 3 и 4 (приведены в оригинале статьи, прим. ред.), в которых указана реальная сумма экспорта и импорта, то впечатление будет немного другим. В период с 2015 по 2016 год товарооборот с ЕС серьезно упал на фоне кризиса, возникшего после политических изменений.
Затем он восстанавливался и рос до 2019 года. Тем не менее если говорить о том, развивается ли украинско-европейская торговля так, как это ожидалось, то я вынужден быть аккуратным в оценках (сокращение в 2020 году в результате пандемии нового коронавируса было неизбежным).
На графиках 1 и 2 доля торговли с ЕС выросла скорее в результате резкого сокращения товарооборота с Россией.
В соответствии с графиком 3, из Украины в ЕС особенно увеличился экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Украина — это мировой гигант в области экспорта зерна и подсолнечного масла. ЕС — это один из основных торговых маршрутов.
Между тем и зерно, и подсолнечное мало — это глобальные товары, которые не обязательно экспортировать именно в ЕС. Если бы Украина просто перенаправила эту продукцию в ЕС из-за улучшившихся экспортных условий, это не принесло бы ей особых экономических выгод.
Извлекается ли польза из дешевой рабочей силы?
В настоящее время Украина наряду с Молдавией — это страна с самым низким уровнем зарплат в Европе. Благодаря заключению с ЕС соглашения об ассоциации Украина могла бы получать иностранные инвестиции с прицелом на низкую заработную плату и превратиться в перерабатывающую базу для экспорта в Европу.
Тем не менее пока нельзя сказать, что объемы иностранных инвестиций увеличиваются. Есть лишь несколько успешных примеров в сфере поставок электрооборудования (жгуты проводов) для автомобилей. Безусловно, нестабильная ситуация на Украине негативно сказалась на инвестициях. К тому же сейчас Европа в основном отличается не выходом производства за рамки границ, а свободным перемещением рабочей силы.
Действительно, можно сказать, что Украина и ЕС наиболее активно укрепляют отношения именно в области трудовых мигрантов. Переводы, которые гастарбайтеры осуществляют на родину, называют пересылкой заработка. В таблице 5 (приведена в оригинале статьи, прим. ред.) указаны квартальные данные о поступлениях денежных переводов на Украину.
Раньше большая часть украинцев отправлялась на работу в Россию (в таблице 5 под СНГ в основном подразумевается Россия). Но с 2014 года начал увеличиваться поток украинской рабочей силы в ЕС. В мае 2017 года ЕС и Украина подписали соглашение об отмене виз, и с 11 июня того же года украинцы получили возможность ездить в страны Шенгенского соглашения без виз, в результате чего отток рабочих вырос.
Не будет преувеличением сказать, что в настоящее время украинцы — это столп, на котором зиждется европейский трудовой рынок.
Курс на объединение с ЕС не меняется
В феврале 2019 года украинский парламент ратифицировал предложенные президентом Порошенко поправки в Конституцию о курсе на вступление Украины в ЕС и НАТО.
В результате в преамбулу Конституции Украины добавили фразу о европейской идентичности украинского народа и необратимости евроатлантического курса. Кроме того, в 102 статью добавили следующее предложение: «Президент Украины является гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора».
Тем не менее, несмотря на активное продвижение прозападного курса, Порошенко проиграл на президентских выборах, проходивших в марте и апреле 2019 года. Между тем в ходе предвыборной гонки выбор внешнеполитического курса не был основным предметом дискуссии. Виктор Зеленский, сменивший Порошенко на посту президента, практически не изменил вектор внешней политики.
Хотя догматический колорит бывшей администрации Порошенко несколько поблек, Зеленский в целом перенял направленность своего предшественником в том, что касается построения государства на основе интеграции с ЕС и НАТО и противостояния в этом смысле с Россией.
Итак, как же это все воспринимают простые люди? В октябре 2020 года в Украине был проведен социологический опрос, в ходе которого респондентов спрашивали, что они выбирают — ЕС или российский Евразийский экономический союз? Его результаты приведены в таблице 6 (приведена в оригинале статьи, прим. ред.).
Кроме того, тот же аналитический центр периодически исследует мнение украинцев о возможном референдуме по поводу вступления в ЕС. Результаты я привел в таблице 7 (указана в оригинале статьи, прим. ред.).
В соответствии с этими данными можно сказать, что вступление в ЕС поддерживает примерно половина украинцев. Возможно, если провести референдум, то «за» ЕС проголосует около 70%, и страна пойдет по этому пути.
Проблема, как это видно на графике 6, заключается в том, что взгляды разнятся в зависимости от региона, и есть опасность раскола, если Украина начнет полным ходом двигаться в направлении ЕС. Более того, из графика 7 следует, что желание вступить в ЕС не слишком выросло в последнее время, несмотря на развитие украинско-европейского сотрудничества за прошедшие несколько лет.
Украина надеется на пересмотр соглашения
Проевропейский вектор Украины непоколебим, но украинская сторона явно недовольна результатами соглашения об ассоциации и УВЗСТ. В этом соглашении есть положение о всестороннем анализе результатов в течение пяти лет после его вступления в силу, а также об обсуждении дальнейшей либерализации торговли и принятии дополнительных мер через пять лет после вступления договора в силу по запросу одной из сторон. Поэтому Киев хочет наконец-то начать переговоры по пересмотру соглашения, поскольку после создания УВЗСТ прошло пять лет.
Президент Зеленский посетил 6 октября 2020 года Брюссель, где прошел саммит Украина — ЕС. После встречи он заявил о важности пересмотра соглашения в соответствии с реальной ситуацией и добавил, что работа по совместной оценке достижений будет начата в январе 2021 года. По словам украинского лидера, Украина возлагает особые надежды на интеграцию цифрового сектора и энергетического рынка, безвизовый режим для промышленных товаров и сотрудничество в авиационной сфере.
Однако даже если украинская сторона потребует пересмотра соглашения, переговоры будут для Украины непростыми. Например, Киев требует от ЕС, чтобы он еще больше открыл рынок для украинского куриного мяса. Тем не менее, что касается этого наименования, то украинская компания «Мироновская птицефабрика» экспортирует большие объемы продукции на рынок ЕС, используя лазейки в правилах, и это вызывает опасения европейской промышленности.
Европейские животноводческие круги критикуют Украину за то, что она до сих пор в рамках УВЗСТ не выполняет правила ЕС по защите животных (суть в том, чтобы к животным относиться с состраданием и добротой). Позиция европейской промышленности заключается в том, что расширение для Украины безналоговой квоты на курятину и другие продукты животноводства является необоснованным. В ЕС интересы стран-участниц и промышленных секторов тесно переплетены, поэтому Украине будет непросто добиться пересмотра соглашения и УВЗСТ.
Это напоминает мне ратификацию соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. В апреле 2016 года в Нидерландах был проведен референдум по ратификации соглашения, и большинство (61%) проголосовало против. ЕС попытался смягчить ситуацию, снизив обороты наращивания сотрудничества с Украиной. На саммите ЕС, состоявшемся в декабре 2016 года, он подчеркнул, что соглашение об ассоциации не возведет Украину в ранг кандидата на вступление в ЕС. За счет этого удалось убедить Нидерланды и ратифицировать соглашение. Пройдя через все эти трудности, соглашение наконец-то вступило в силу 1 сентября 2017 года. (УВЗСТ начала функционировать 1 января 2016 года, не дожидаясь вступления в силу самого соглашения).
ЕС изначально не намеревался выдвигать Украину в качестве кандидата на членство, однако внесение в приложение к решению Европейского совета фразы о том, что соглашение об ассоциации не квалифицирует Украину в качестве кандидата на вступление в ЕС легло тяжелым грузом.
То есть Украина может прописать в своей Конституции курс на вступление в ЕС, президент Зеленский может перехватить эту эстафету у Порошенко, а большая часть украинцев может поддержать его, но пока это только желание самой Украины.