На протяжении веков Россия воевала и побеждала за счет численного превосходства. Кто бы ни был ее враг — Наполеон, Гитлер или НАТО — метод ведения боевых действий у России всегда был один: сокрушить их силой своих войск, танков, артиллерии и ядерного оружия.
Умения и передовые технологии
Но те дни канули в Лету. В настоящее время страна полагается больше на умения и технологии. Современная российская стратегия близка к западным методам ведения боевых действий, которые практикуют немцы и американцы. Об этом сообщил обозреватель Майкл Бек в американском журнале The National Interest.
Испытывая на себе влияние советского наследия, вооруженные силы Российской Федерации претерпели существенные изменения и сегодня соответствуют новым реалиям, с которыми сталкивается российское военное командование. Согласно исследованию, проведенному аналитическим центром «Рэнд» (RAND) в 2017 году, Россия больше не обладает преимуществом в живой силе над своими потенциальными противниками. У нее также отсутствуют пространственно-временные преимущества, которые сводятся на нет той оперативностью, с которой осуществляются современные удары с воздуха, дальностью их нанесения и поражающей мощью. В условиях, когда традиционные преимущества у России отсутствуют или не приносят особой пользы, ее военное командование приспосабливается к новым реалиям таким образом, чтобы обеспечить эффективную оборону страны, а в случае необходимости проводить ограниченные наступательные операции вдоль ее периферии.
10 основных пунктов
По словам Бека, аналитические оценки российской стратегии и намерений зачастую сильно различаются в зависимости от идеологических взглядов аналитиков. Таким образом, «Рэнд» начинает свое исследование с четкого тезиса: «Главная задача вооруженных сил Российской Федерации — защищать свою страну». Нет никаких признаков того, что Россия стремится к крупномасштабному конфликту с равным ей по силам государством. Похоже, российское руководство понимает, что в случае затяжного военного конфликта с таким противником, как НАТО, страна окажется в весьма невыгодном положении.
Авторы исследования «Рэнд» перечислили десять основных пунктов нынешней военной стратегии России:
1. Российские вооруженные силы призваны защищать свою страну, и в первую очередь, важные промышленные центры и населенные пункты. Для этого они используют многоуровневую интегрированную систему противовоздушной обороны и ограниченное количество оборонительных бастионов и буферных государств, которые позволяют им получить запас пространства и времени для реагирования на потенциальные удары или вторжение. Буферные государства и оборонительные бастионы используются для того, чтобы выиграть время и получить запас пространства для мобилизации военных сил. Это является дополнением к ядерному оружию, которое дает России гарантию сохранения ее территориальной целостности.
2. Россия надеется защитить свою территорию и избежать решительного столкновения с равным или почти равным по силам противником, развернув оборонительные и наступательные системы вооружений большей дальности. Увеличение дальности действия такого оружие обеспечивает оперативные преимущества российским войскам при проведении наступательных боевых действий вблизи границ России.
Россия намерена жестко пресекать любые действия у своих границ, нацеленные против центральных районов страны. В этих целях она намерена противодействовать авианосцам, боевым кораблям, способным наносить удары по наземным целям и осуществлять противоракетную оборону, военным базам на зарубежной территории и некоторым видам истребителей. Для выполнения этих задач Россия произвела множество ракет наземного, морского и воздушного базирования. Согласно исследованию «Рэнд», в случае начала боевых действий Россия будет использовать комплексную стратегию, в которую входит применение авиации, сухопутных войск, военно-морского флота и нерегулярных сил. Кроме того, российские стратеги полагают, что воздушное и космическое пространство в современной войне станут главной ареной ведения боевых действий.
3. Учитывая возможные проблемы России в случае длительной войны с равным или почти равным по силам противником, она будет пытаться использовать стратегии непрямых действий и методы асимметричной войны в различных сферах, чтобы свести на нет существующий дисбаланс.
4. Главным инструментом управляемой эскалации для России является ее арсенал оперативно-тактического и стратегического ядерного оружия. Россия может угрожать применением или применять свое ядерное оружие в ответ на нападение с использованием обычных сил и средств. Россия вложила значительные средства в модернизацию своих обычных вооруженных сил, но она также рассматривает возможность нанесения ядерного удара в ответ на неядерные нападения, которые, по ее мнению, представляют серьезную угрозу ее территориальной целостности, суверенитету и преемственности власти.
Авторы исследования убеждены, что нападение на Калининградскую область, как сегодня называют немецкую территорию, аннексированную после Второй Мировой войны, будет считаться угрозой существованию самой России.
5. Некоторые российские и советские оперативные планы предусматривали стремительные и скоординированные боевые действия с целью выполнение боевых задач в кратчайшие сроки. Вполне вероятно, эти планы и сегодня имеют место быть, особенно для заранее спланированных операций. Россия также будет использовать методы маскировки во время подготовки к таким военным операциям.
6. В результате проведенных реформ значительная часть наземного компонента российских вооруженных сил находится в состоянии повышенной боеготовности. Сократив общее количество воинских частей, Россия может перебрасывать войска железнодорожным транспортом по территории страны, быстро наращивая сухопутную группировку войск на нужных направлениях в ответ на возникновение кризиса.
7. Во многих сценариях конфликтов Россия будет использовать смешанный подход к ведению военных действий, применяя традиционные и нетрадиционные методы. Силы специального назначения, военизированные формирования и гражданские лица будут передавать необходимую информацию о целях для уничтожения, о складывающейся обстановке, а иногда и проводить боевые операция против противника.
8. На оперативно-тактическом уровне Россия, скорее всего, сосредоточится на нарушении работы, ослаблении и уничтожении систем управления противника, а также перебрасываемых им сил и средств, используя для этого свое кибернетическое оружие, средства ведения кибернетической/радиоэлектронной войны и прямые действия маневрирующих сил.
9. У России ограниченное количество неядерных высокоточных ударных средств большой дальности, которые она может использовать против ключевых оперативных и стратегических целей, особенно против тех, чье местоположение неизменно и заранее известно.
10. На линии фронта в российской стратегии главное внимание будет уделяться массированному огню с закрытых огневых позиций, результаты которого будут использоваться высокомобильными транспортными подразделениями на боевых машинах, ведущих мощный огонь прямой наводкой. Вместо того, чтобы сражаться с вражескими силами, российские войска попытаются использовать маневр для поиска и сковывания противника с его последующим уничтожением массированным огнем артиллерии.
Вопрос, который не имеет однозначного ответа
В исследовании «Рэнд» нет однозначного ответа на вопрос о том, смогут ли российские вооруженные силы реализовать эти новые подходы к ведению военных действий. Некоторые ее силы, такие как воздушно-десантные войска, хорошо показали себя в военных конфликтах, в том числе в Сирии, но другие подразделения имеют на вооружении более старое оружие. Кроме того, в воздушно-десантных войсках больше призывников, срок службы которых составляет 12 месяцев. Поэтому неудивительно, что другим подразделениям не удается достичь такого же уровня эффективности. Таким образом, вопрос о том, удастся ли российской армии увеличить свой потенциал и боевые возможности, которые мы наблюдали в последних конфликтах, остается открытым.