17 июля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила о российской обеспокоенности по поводу ухудшения ситуации в Ливане. По ее словам, после назначения Саада Харири на пост премьер-министра в октябре прошлого года ливанским политическим силам не удалось достичь консенсуса относительно состава кабинета министров. Наибольшую озабоченность вызывает ухудшение и без того тяжелой социально-экономической ситуации в стране. «Призываем к решению всех острых вопросов внутриполитической повестки самими ливанцами в правовом поле, через диалог с выходом на широкий общенациональный консенсус, без вмешательства извне. Считаем контрпродуктивными попытки некоторых внешних сил стимулировать сугубо внутренние политические процессы путем угроз применения санкционных мер», — отметила Захарова. В то же время она выразила надежду на скорейший консенсус относительно кандидатуры на пост премьер-министра в ходе консультаций президента Мишеля Ауна с ливанским парламентом.
Как отмечает РИА Новости, с осени 2019 года Ливан переживает глубокий экономический и политический кризис. За это время ушли в отставку два правительства. Кабинет министров Саада Харири ушел в отставку на фоне протестов, а правительство Хасана Диаба — после взрыва в порту Бейрута. Согласно агентству, на пост премьер-министра был назначен Мустафа Адиб, однако он подал в отставку, и его место снова занял Харири, сразу же заявивший о готовности в срочном порядке сформировать правительство, следуя французской инициативе. Сделать это ему не удалось, и 15-го июля он покинул пост.
В течение девяти месяцев после назначения Харири Москва регулярно подчеркивала два ключевых момента в своей позиции — необходимость поддержки Харири по вопросу скорейшего формирования правительства и противодействие любому вмешательству извне в данный процесс. Когда французы начали угрожать санкциями в отношении официальных лиц Ливана, Москва добавила третий пункт, объявив любые санкции контрпродуктивными. До вышеупомянутого заявления Захаровой спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и Северной Африке, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов в телефонном разговоре с Джебраном Басилем (13 января) заявил, что Москва выступает против вмешательства во внутренние дела Ливана и не приемлет угрозы применения санкций со стороны некоторых западных столиц, подрывающих принципы единства, территориальной целостности и государственного суверенитета Ливанской Республики.
Также РИА Новости сослалось на слова главы дипломатии Евросоюза, сообщившего о возможном одобрении пакета санкций против Ливана в конце этого месяца. Оно упомянуло его предыдущее заявление после визита в Бейрут о том, что европейцы больше заинтересованы в поиске урегулирования конфликта, чем ливанские политики.
Беспокойство России по поводу обострения ливанского кризиса не является чем-то новым. Как только осенью 2019 года в стране разгорелись беспорядки, прокремлевская газета «Взгляд» поспешила обозначить свою позицию по данной ситуации, опубликовав статью под названием «Новый конфликт на Ближнем Востоке угрожает интересам России». Издание процитировало эксперта, который имеет обыкновение повторять мнение сторонников Асада и других сирийцев об искусственном происхождении ливанского государства. Другими словами, наличие флага, дипломатических представительств за рубежом и места в Организации Объединенных Наций в случае Ливана ничего не значит. С ним согласился еще один политолог, сказав, что появление Ливана стало результатом политики Франции.
Соседство Ливана с Сирией является главной причиной российских опасений относительно будущего своих инвестиций на Ближнем Востоке. По словам третьего эксперта, процитированного газетой, необходимо также помнить о наличии российской военно-морской базы в Тартусе. Любые беспорядки в Ливане повлияют на внутриполитическую ситуацию в Сирии, и, если в первой снова вспыхнет война, это нанесет ущерб Дамаску и Москве.
Однако залогом российского присутствия на Ближнем Востоке являются не только сирийские инвестиции, но и ливанские, что частично объясняет высокую дипломатическую активность Москвы на ливанском направлении за последнее время. Речь идет главным образом о договоренностях по поводу местной нефти между российскими компаниями и ливанским государством. Когда в 2019 году в стране вспыхнули протесты, портал News.ru опубликовал текст под заголовком «Протесты Ливана грозят России убытками». Согласно публикации, Кремль тревожат события в Ливане, так как ранее страны подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области нефти, и с тех пор партнерство между ними активно расширяется и углубляется. Сайт процитировал ливанские дипломатические источники, согласно которым Бейрут крайне заинтересован в развитии экономического сотрудничества с Москвой и участии российского бизнеса в крупных ливанских проектах.
Чтобы ознакомиться с официальной позицией России по поводу недавних событий, Al Modon связался с источником в Москве, тесно связанным с российскими внешнеполитическими ведомствами. По словам источника, она поддерживала Саада Харири, так как он отвечал за формирование правительства, поэтому теперь выступит на стороне того, с кем ливанцы согласятся сформировать кабинет министров. Для России важнее не то, кто отвечает за данный процесс, а сохранение суверенитета, независимости и территориальной целостности Ливана. Эта задача лежит исключительно на плечах ливанцев, и ее решение должно быть найдено без какого-либо внешнего вмешательства во внутренние дела государства.
Когда был задан вопрос о позиции России по отношению к планам США и Франции поставить Ливан под контроль ООН в гуманитарной сфере, источник ответил, что она на это не согласится и без колебаний воспользуется правом вето, если данный вопрос будет поднят в Совете Безопасности ООН.
Как сообщил источник, есть вероятность, что из-за продвижения данной инициативы зазвучат призывы поставить под контроль ООН Сирию и даже палестино-израильский конфликт. По его мнению, ситуация в Сирии ухудшается в большей степени, чем в Ливане, экономически и особенно политически. В ливанском государстве по-прежнему наблюдается конкуренция различных политических сил, есть работающие парламент и правительственные учреждения, пусть и на минимальном уровне. В Сирии всего этого нет. Парламент и другие государственные органы находятся под контролем режима, и оппозиция полностью исключена.
Кроме того, Россия не позволит повторить сценарий, имевший место, когда резолюция Совета Безопасности по Ливии использовалась Соединенными Штатами и их союзниками в качестве предлога для уничтожения этой страны. Таким образом, Москва не допустит такого развития ситуации. Во-первых, ООН были приняты резолюции в отношении сирийского и ливанского кризисов, и они должны быть выполнены. Во-вторых, Россия стремится к сотрудничеству с США в деле урегулирования данных кризисов на основе указанных резолюций.