Нью-Йорк — Китайские компании с гораздо большим энтузиазмом, чем большинство остальных фирм, относятся к листингу на американских фондовых биржах. На сегодня на биржах США торгуются акции 250 подобных компаний, включая те, что зарегистрированы в Гонконге или в офшорных центрах, но получают основную часть выручки и прибыли на территории материкового Китая. Однако недавний ураган официальных решений как в Китае, так и в США позволяет сделать вывод, что правительства обеих стран не очень-то хотят, чтобы китайские фирмы сохраняли листинг в США. Если делистинг действительно произойдёт, как он может навредить обеим странам?
Свежим примером стали проблемы с ведущей китайской интернет-компанией, оказывающей услуги такси, Didi Global (она частично принадлежит Uber), которая 30 июня привлекла $4,4 миллиарда в ходе успешного IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Не прошло и 48 часов, как Администрация киберпространства Китая (САС), ссылаясь на подозрительный случай нарушения безопасности данных, объявила, что запрещает компании привлекать новых пользователей. В дальнейшем САС приказала удалить Didi из всех китайских магазинов мобильных приложений, а антимонопольное ведомство страны — Государственное управление по регулированию рынка (SAMR) — оштрафовало компанию за то, что она не получала предварительного одобрения на совершённые ранее слияния и поглощения.
Предпринятые против Didi меры, которые широко интерпретируются как предупреждение другим китайским компаниям не проводить листинг в США без одобрения правительства, частично можно объяснить тремя причинами беспокойства китайских властей. Их тревожит, что полусекретные цифровые данные, в том числе месторасположение (и транспортные потоки вокруг) важнейших адресов в Китае, могут попасть в руки разведывательных и оборонных кругов США. Они не хотят, чтобы китайские технологические фирмы становились слишком крупными и могущественными, и, наконец, они боятся, что проникновение крупных технологических компаний на финансовые рынки может подорвать финансовую стабильность.
Я подозреваю, что у китайских властей была и четвёртая причина: желание снизить влияние США. В последние дни работы своей администрации президент Дональд Трамп подписал американский закон «О контроле за отчётностью иностранных компаний». Новый закон разрешает исключать китайские компании из листинга американских фондовых бирж в тех случаях, когда Китай не позволяет американскому Совету по надзору за бухгалтерской отчётностью публичных компаний (PCAOB) получать исходные данные, используемые аудиторами этих компаний, в течение трёх лет подряд. А 22 июня Сенат США одобрил ещё один закон, который позволяет ускорить делистинг на один год.
Если у США есть возможность в любой момент провести делистинг китайских компаний массовым и беспорядочным образом, то потенциально Америка сможет использовать эту возможность для финансовой и экономической дестабилизации Китая. Соответственно, китайские власти могли решить, что в такой ситуации благоразумней будет уменьшить или полностью устранить подобную уязвимость.
Законодатели США пригрозили делистингом китайских компаний под предлогом защиты американских инвесторов от потенциального мошенничества с бухгалтерией, как это произошло, например, в прошлом году с компанией Luckin Coffee. Но американские инвесторы потеряли намного больше денег в результате бухгалтерских скандалов с американскими компаниями, например, Enron, WorldCom, HealthSouth, Freddie Mac, American International Group и Lehman Brothers. Некоторые из этих случаев произошли уже после создания PCAOB. Кроме того, наиболее вопиющие случаи мошенничества с бухгалтерией обычно выявляются профессиональными биржевыми игроками, ставящими на падение котировок, с помощью таких приёмов, которые фирмы-аудиторы не используют (например, тайных визитов в компанию).
Когда-то китайские власти негласно поощряли листинг в США, рассматривая его как символ выхода Китая на мировые рынки капитала. Кроме того, до 2018 года у многих китайских технологических компаний почти не было альтернатив листингу в США. Но сегодня ситуация изменилась.
Ранее многие китайские компании выбирали листинг в Нью-Йорке, а не в Шанхае или Шэньчжэне, потому что их иностранные инвесторы из фондов прямых инвестиций и венчурного капитала не хотели связываться с валютным контролем в Китае. Помимо этого, в Китае действуют намного более жёсткие требования к листингу, а срок ожидания одобрения регуляторов является долгим и неопределённым. Например, Amazon и Facebook не смогли бы получить одобрение на листинг в Китае в тот момент, когда проводили IPO в США, потому что размеры их прибыли не соответствовали нормативу.
В Гонконге нет контроля за капиталом, но здесь тоже требования к листингу были строже, чем в США — вплоть до 2018 года. Например, если в США разрешено предоставлять акциям разного класса разные права голоса (таков случай с акциями Alibaba и Didi), то в Гонконге требовали точного совпадения голосующих прав с финансовыми долями. В большинстве стран считается, что различие между голосующими и финансовыми правами способствует ухудшению корпоративного управления, потому что потенциально это позволяет контролирующим акционерам обогащаться с помощью сделок, совершаемых в ущерб остальным инвесторам.
Но видя, что так много китайских компаний предпочитают Нью-Йорк, Гонконгская фондовая биржа позволила технологическим и биотехнологическим компаниям делить акции на множество классов в американском стиле. С тех пор стало расти количество китайских компаний с листингом в Гонконге или с двойным листингом — в Гонконге и Нью-Йорке. Акции Tencent, крупнейшей в Китае компании социальных сетей, сначала начали торговаться в Гонконге и лишь затем у них появился вторичный листинг в Нью-Йорке; на сегодня коэффициент цена к прибыли у этой компании даже выше, чем у Facebook, её ближайшего американского аналога.
Всё это означает, что последствия делистинга китайских компаний, чьи акции торгуются в США, могут оказаться умеренными, причём как для Китая, так и для США. Китай — это страна с высоким уровнем сбережений, чистый экспортёр капитала, поэтому она не нуждается в американском листинге своих компаний для увеличения импорта капитала. Хотя основатели некоторых фирм и их первые инвесторы могут ожидать снижения оценки акций в ходе IPO, это не создаст значительных проблем для китайского правительства.
Тем временем большинство американских хедж-фондов, фондов взаимных инвестиций, а также богатые частные лица по-прежнему смогут вкладываться в китайские компании, имеющие листинг в Гонконге, и даже (хотя и с меньшим удобством и простотой) в компании с листингом на биржах материкового Китая. Да, делистинг прибыльных и быстрорастущих китайских компаний может снизить доходность по вложениям многих американских домохозяйств среднего класса, потому что их пенсионным фондам разрешается инвестировать средства лишь в ценные бумаги с листингом в США, и да, американские фондовые биржи потеряют часть бизнеса. Но рядовые американцы не свяжут снижение доходности своих пенсионных фондов с делистингом китайских компаний, поэтому американские политики вряд ли столкнутся с негативной реакцией. И этот факт может сделать делистинг гораздо более вероятным.
Шан-Цзинь Вэй — бывший главный экономист Азиатского банка развития. Профессор финансов и экономики в Колумбийской школе бизнеса и Школе международных и общественных отношений Колумбийского университета.