Выборы в российскую Думу 17-19 сентября, как и ожидалось, выиграла путинская партия «Единая Россия». При народной поддержке в 49,85% партия получила 324 из 450 мест. За ней идут коммунисты с 18,96% и 57 мандатами, «Справедливая Россия» (7,44% и 27), Либерально-демократическая партия Владимира Жириновского (7,5% и 21) и недавно сформированная праволиберальная партия «Новые люди» (5,33% и 13). Кроме того, по одному мандату получили три небольшие партии: «Родина», «Партия роста» и «Гражданская платформа».
225 депутатов Думы избраны по партийным спискам, 225 — по одномандатным округам.
На этих выборах могли голосовать и жители Донецкой и Луганской Народных Республик с российским гражданством — правда, только с избирательных участков на территории России. Сообщается, что этой возможностью воспользовались около 200 тысяч человек.
Явка составила 51,7% (по сравнению с 47,9% в 2016 году).
За выборами следило множество наблюдателей из разных стран. Однако Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) отправлять своих наблюдателей не пожелала.
«Единая Россия» явно превзошла данные опросов общественного мнения, которые в преддверии выборов предрекали партии результат в 25-35%. Однако, по общему признанию, эти прогнозы не учитывали предпочтения избирателей по одномандатным округам. При этом итоговый результат выборов совпал с результатами опроса, проведенного в день голосования Институтом социального маркетинга (Инсомар).
Как и ожидалось, западные СМИ и внепарламентская оппозиция не преминули выдвинуть ряд обвинений в фальсификации выборов как до, так и во время голосования. Но это делается в рамках пропагандистской войны Запада и проплаченных им организаций внутри страны, и верить обвинениям нет никаких оснований. Благодаря видеокамерам почти на каждом избирательном участке и гарантированному конституцией праву партий всесторонне контролировать ход голосования, фальсифицировать российские выборы практически невозможно. Да и зачем Путину и властям подтасовки, когда — не в последнюю очередь благодаря одномандатным округам — победа над расколотой оппозицией им в любом случае гарантирована?
А вот методы внепарламентской оппозиции раскрылись, когда полиция ворвалась в квартиру с декорациями под избирательный участок, где снимался ролик о «фальсификациях».
В короткометражном сюжете о полицейской операции, показанном на пресс-конференции российской избирательной комиссии после выборов, один из участников съемок лжефальсификаций утверждает, что они не совершали ничего противозаконного, а только снимали кино, отрабатывая полученный заказ.
Отрывок пресс-конференции Центризбиркома о фальшивом избирательном участке смотрите здесь.
Выборы в Думу этого года, по сути мало чем отличаясь от предыдущих, неплохо отражают чаяния русского народа. Около половины электората поддерживает Путина и умеренно консервативную политику, которую ведет он и его правительство. Либо эта политика их устраивает, либо они не видят ей альтернативы и боятся хаоса, если оппозиция окрепнет. Чуть меньше половины — коммунисты, «Справедливая Россия» и партия Жириновского — хотят большего равенства и социальной справедливости, выступая при этом за внешнюю политику как минимум столь же напористую, как и путинская. И около пяти процентов хочет праволиберальной политики с упором на рыночные решения и частное предпринимательство.
Хотите соглашайтесь со взглядами россиян, а хотите нет. Двадцать лет с одним и тем же лидером и партией власти даже при разумно патерналистском правительстве, за которое, к лучшему или к худшему, ратует Путин — далеко не факт, что на это согласятся норвежцы и жители других западных стран. Но как жить россиянам или жителям других частей земного шара, решать им самим.
Запад должен прекратить поддерживать группировки, которые ведут дестабилизирующую и подрывную деятельность в таких странах, как Россия, Китай и Иран — в то числе распространяя ложные обвинения в фальсификации выборов. Хотя бы потому, что расшатать сами западные страны ничуть не труднее, чем ту же Россию, Китай и Иран, и это лишь вопрос времени, когда власти стран, пострадавших от дестабилизации и подрывных операций Запада, захотят отплатить ему той же монетой.