Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Недооцененный союзник: почему "русофобия" Румынии так и не сделала ее близким другом Украины

ЕП: в Румынии не забыли о территориальных претензиях к Украине

© flickr.com / Oregon National GuardУчения НАТО Saber Guardian 16 в Румынии
Учения НАТО Saber Guardian 16 в Румынии - ИноСМИ, 1920, 05.04.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Румыния неоднократно выражала поддержку Украине в ее конфликте с Россией, пишет "Европейська правда". Однако несмотря на официальные заявления, в Бухаресте не только регулярно критиковали политику Киева, но и предъявляли ему территориальные претензии.
День 24.02.2022 существенно изменил восприятие украинцев, в том числе наше видение стран-соседей. Настоящим открытием в этом контексте стала Румыния, которая до сих пор была для большинства граждан Украины настоящей terra incognita.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Несмотря на то, что Румыния входит в НАТО и ЕС, на уровне рядового обывателя она воспринималась большинством как бедное, коррумпированное государство, имеющее хлопоты с цыганским меньшинством. А главное – Бухарест якобы постоянно выдвигает претензии Украине: то по поводу румынского меньшинства, то по территориям.
Здесь надо напомнить, что во времена президентства Виктора Януковича Румыния часто преподносилась как потенциальная угроза территориальной целостности Украины. Хотя на самом деле о территориальных претензиях Румынии к Украине никогда не говорилось, а разногласие по спорному участку континентального шельфа было решено еще в 2009 году Международным судом ООН. Правда, время от времени отдельные румынские политики озвучивают территориальные претензии Украине. Последний пример – история с сенатором Дианой Шошоаке, против которой Киев может ввести санкции. Однако политики, которые озвучивали такие заявления – откровенные маргиналы и не представляют ведущие политические силы Румынии.
Хотя и румыны об украинцах были не лучшего мнения, нас тоже считали бедными соседями со значительными коррупционными проблемами и зависимостью от России. Без внимания оставалась одна важная общая черта – в Румынии, как и на Украине, без восторга относятся к РФ. Наши соседи осознают: именно российская угроза является причиной нестабильности в Черном море, что сказывается на румынских планах и благосостоянии. К тому же мало кто знает, что у Бухареста свои давние счеты с россиянами.
Скажем, во время Первой мировой войны Румыния была союзником России и даже передала Москве на хранение свой золотой запас, драгоценности румынской королевы Марии и ценности Национального банка. Но большевистская революция положила конец надеждам на возвращение румынских сокровищ, а лидер "государства рабочих и крестьян" Ленин решил, что румынское золото конфисковали у румынских олигархов и вернут некогда "трудящемуся народу". Однако даже во времена Чаушеску румыны оказались недостаточно трудящимися, а золотой запас так и не вернули, что вызвало горький осадок в отношениях.

Киев и Бухарест открывают друг друга

Открытие Украины для румын началось с Революции достоинства. Тогда Майдан напомнил румынам о событиях 1989 года, когда они свергли кровавый режим Николае Чаушеску, а конфликт на Украине окончательно доказал: Украина – не Россия, а наоборот, борется с российской агрессией, и это уже начало подтапливать лед во взаимном восприятии.
Следующим триггером стали события февраля 2022 года. Тогда уже Румыния открылась Украине. Начиная с двадцать четвертого февраля, Румыния открыла границы для украинских беженцев. По состоянию на март 2023 года украинско-румынскую границу пересекли более двух миллионов человек. Из них более ста двадцати тысяч попросили у Румынии временную защиту. В аэропорту Сучавы, недалеко от границы с Украиной, заработал хаб для приема и распределения гуманитарной помощи нашему государству, поступающей из Европы.
При этом эмпатия к украинцам со стороны румын нашла свое отражение в общественном мнении. Согласно данным соцопроса, в Румынии количество тех, кто положительно относится к Украине, составляет пятьдесят два процента. Семьдесят семь процентов граждан Румынии считают, что Украина должна стать членом ЕС, а принятие Украины в НАТО поддерживают семьдесят два процента румын. Интересным является также показатель готовности оказывать еще больше военной помощи Украине. В Румынии тех, кто считает, что Центральная Европа и государства Балтии должны оказывать Украине еще большую военную помощь, достигает сорока процентов. Аналогичные результаты и по экономической помощи – сорок один процент.
На фоне таких настроений активизировали усилия в поддержку Украины и румынские политические и бизнес-элиты. Румынский порт Констанца стал альтернативной точкой для перевалки украинского экспорта (прежде всего зерна и масла) на фоне морской блокады украинских портов. Сейчас там планируют построить новый зерновой терминал. К тому же, по словам министра экономики Румынии Флорина Спатару, в Румынии планируют построить новый завод по производству пороха, а также создать мощности для изготовления боеприпасов (и не только по стандартам НАТО, но и для того, чтобы пополнять запасы Украины в части вооружений).
Румыния также приняла несколько важных политических решений. В ноябре 2022 года румынские депутаты и сенаторы проголосовали за декларацию румынского парламента об осуждении голодомора. А в 2023 году парламент Румынии на совместном заседании обеих палат одобрил декларацию антироссийской направленности.

"Проукраинская" традиция

Является ли нынешняя поддержка Украины со стороны Румынии временным явлением? Примечательно, что в то время как в ряде соседних государств очередные выборы могут привести к изменениям в поддержке Украины, в отношении Румынии этой проблемы фактически нет. Это важно, ведь в этом году в румынском правительстве ожидаются ротации. В соответствии с коалиционным соглашением кресло премьера должно перейти от представителей Национал-либеральной партии (PNL) к социал-демократам (PSD).
Однако, похоже, Украине беспокоиться нечего. Граждане Румынии в большей степени на нашей стороне. Политики, скорее всего, прислушаются к ним, а МИД вообще, с высокой вероятностью, и в дальнейшем будет возглавлять Богдан Ауреску. Он является министром иностранных дел с 2014 года и "пережил" уже не одну ротацию, сохраняя внешнеполитический курс Румынии неизменным. А, кроме того, в румынском МИД хорошо развита институциональная память, одним из госсекретарей министерства является Траян Лауренциу-Христя, который был послом Румынии на Украине в 2005–2010 годах и хорошо разбирается в вопросах региона. Поэтому можно утверждать, что помехой проукраинским настроениям не стали бы даже досрочные парламентские выборы в Румынии.
Единственным потенциальным противником поддержки Украины могла бы стать лишь популистская партия "Альянс за объединение румын" (АUR). Хотя здесь никогда не выступали с откровенно пророссийскими заявлениями, но их нарративы все же тяготеют к кремлевским "методичкам" (партия не поддерживала обязательную прививку от COVID, а сейчас публично поддерживает идею завершения конфликта на Украине путем дипломатических переговоров с РФ), по рейтингам она – на третьей позиции после PNL и PSD с показателем около девятнадцати процентов. Но пока говорить о победе этой политической силы на выборах не приходится, а для ключевых системных партий AUR до сих пор была слишком токсичной, чтобы формировать с ней коалицию. Можно надеяться, что этот тренд сохранится, а Румыния останется союзницей Украины.
А вот относительно ключевого опасения – территориальных претензий со стороны Румынии, которые часто рассматривались на Украине как ключевое препятствие для союзничества двух государств, – то тут с уверенностью можно говорить, что их не будет. Партия "Великая Румыния", которая была основным проводником идеи создания "Великой Румынии", включавшей и Республику Молдова, и часть украинских территорий, ушла в прошлое. Она не была представлена в парламенте, начиная с 2008 года.
Теперь публично заявлять о территориальных претензиях к Украине не могут позволить себе даже популисты из AUR. Единственное исключение – маргинальная партия S.O.S., поддержка которой находится в пределах статистической погрешности. А единственный представитель этой партии в Сенате Диана Шошоаке после таких заявлений может быть включена в санкционный список Украины – и этот шаг явно не вызовет громких замечаний Бухареста. Поэтому на этом векторе проблемы вряд ли возникнут.

Решать проблемы без шантажа

Румынские политики, как провластные, так и оппозиционные, довольно четко отделяют эти вопросы от поддержки Украины в конфликте. К тому же этот конфликт вернул интерес к самой Румынии и стал аргументом в пользу ее попыток позиционировать себя как бастион НАТО на Черном море. Конечно, в мирное время, и особенно в контексте процесса присоединения Украины к Евросоюзу, в двусторонних отношениях могут обостриться старые раны.
Скажем, проблема национальных меньшинств. В свое время, когда Украина приняла закон об образовании, президент Румынии Клаус Йоханнис отложил свой визит в Киев. Состоялся этот визит только в 2022 году, когда румынский лидер прибыл на Украину вместе с президентом Франции Эммануэлем Макроном и немецким канцлером Олафом Шольцем. В переговорах о членстве Украины в ЕС вопрос меньшинства непременно поднимется. Ведь для Румынии это будет наилучшим моментом, чтобы решать вопросы.
Еще одна проблема, которая будет на повестке дня – это вопрос "молдавского языка". Бухарест давно стремится, чтобы Киев прекратил признавать молдавский как отдельный язык. До сих пор Украина отказывалась это делать, ссылаясь на то, что сама Молдавия к такому шагу не стремится. Однако после "языковой реформы", которую сейчас осуществил Кишинев, Украине не хватит аргументов, и этот вопрос также придется решать.
В конце концов, многолетние разногласия сторон по поводу судоходства в дельте Дуная никуда не делись. Однако позитива добавляет тот факт, что Румыния настроена на диалог с Украиной, а не на ультиматумы. В отличие от Венгрии, Румыния не устраивала никаких демаршей на многосторонних треках. Можно даже предполагать, что Бухарест не будет возражать против вступления Украины в НАТО. Поэтому есть все шансы ожидать, что Киев и Бухарест смогут решить все проблемные моменты.
Автор: Сергей Герасимчук